История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Окружение Цинь-ши-хуан-ди

23.12.2011 г.

Император Цинь-ши-хуан-диОкружение Цинь-ши-хуан-ди разработало и провело в жизнь ряд глобальных хозяйственно-экономических и политико-юридических реформ, в результате которых были созданы законодательная база и управленческие структуры, обеспечивающие функционирование имперской верховной власти. К числу важнейших реформаторских акций  того времени относится унификация системы мер и весов, письменности и денежной системы, а также строительство единой сети казенных дорог (общей протяженностью 8000 км). Все это способствовало урегулированию системы хозяйственной деятельности и товарно-денежных отношений с их полным подчинением государственному контролю. Вопреки кратковременности ее существования66, империя Цинь традиционно выделяется в качестве самостоятельной исторической эпохи.

Не менее значительный след эпоха Цинь оставила и в истории китайского искусства, став временем создания самых масштабных и не знающих себе аналогов в мировой художественной культуре архитектурно-инженерных сооружений и произведений изобразительного искусства. Речь идет о Великой китайской стене и о погребальном ансамбле Цинь-ши-хуан-ди.

О строительстве усыпальницы циньского императора довольно подробно рассказывается в сочинениях II—I вв. до н. э. В них сообщается, что ее строительство началось после провозглашения империи Цинь благодаря труду сотен тысяч мастеров, рабочих и каторжан, которые были убиты по завершении работ. Усыпальница представляет собой настоящий подземный дворец из множества покоев. Погребальная камера, по сведениям древних авторов, была огромных размеров, ее потолок был выложен драгоценными камнями, имитирующими звездное небо. На полу был сооружен макет ландшафта Китая с руслами рек и морем (видимо, Бохайский залив), заполненными ртутью.

Местоположение погребения Цинь-ши-хуан-ди тоже было всегда хорошо известно: в 35 км к востоку от Сианя, где до сих пор возвышается величественный холм, поросший густым лесом. Тем не менее археологические раскопки начались там только в 1974 г., по чистой случайности.

На сегодня установлено, что погребальный ансамбль Цинь-ши-хуан-ди занимал площадь в 56,25 км2 и состоял из трех основных архитектурно-художественных компонентов: надземной части усыпальницы, подземной части усыпальницы, которая до сих пор не вскрыта, и так называемого погребального эскорта.

Надземная часть усыпальницы Цинь-ши-хуан-ди была образована, как выяснилось, не только курганной насыпью. Под ней обнаружился архитектурно-инженерный комплекс — глинобитная конструкция в форме усеченной пирамиды (высота 47,5 м), обнесенная двойной стеной. Протяженность внутренней стены составляет 3870 м (1350 м с севера на юг, 585 м с запада на восток). Внешняя стена в длину 6200 м (2165 с севера на юг и 940 м с запада на восток), в ней четыре прохода, ориентированных строго по четырем частям света, а по ее четырем углам возвышаются дозорные башни. Очевидно, что этот комплекс имитировал крепость или укрепленный дворец. Ничего ранее подобного в древнекитайской похоронной обрядности не встречалось. Прототипом такого оформления надземной части  усыпальницы мог, разумеется, послужить архитектурный ансамбль, возведенный над погребением правителей царства Чжуншань. Но почему Цинь-ши-хуан-ди или его свитские решили обратиться к строительному опыту и обычаям этого маломощного и чужеземного по своим истокам государства? Или они руководствовались какими-то иными причинами, опираясь на неизвестные нам погребально-архитектурные образцы?

 
След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Эпоха цинь (221-207 гг. до н. э.) arrow Окружение Цинь-ши-хуан-ди   © ArtofEast.ru All rights reserved.