История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Глиняная армия Цинь-ши-хуан-ди

25.12.2011 г.

Самое важное, что «глиняная армия» Цинь-ши-хуан-ди не только подтвердила существование в Древнем Китае развитой традиции изобразительного искусства, но и открыла многие его типологические особенности. Во-первых, становится еще более ясной непрерывная линия преемственности истории китайского художественного творчества начиная с неолитической эпохи. Если ориентироваться на указанные особенности скульптур — статичность поз, акцент на изображении головы и лица, то они, бесспорно, стоят в одном морфологическом ряду со всей предшествующей им пластикой. Во-вторых, очевидно, что в чжоускую эпоху окончательно утвердились художественно-эстетические трактовки образа человека, которые принципиально отличают китайское изобразительное искусство от искусства других народов мира, в первую очередь древних греков и римлян.

Это, прежде всего, отсутствие в Китае интереса к эстетике человеческого тела. Фигура человека, точнее, его облачение, служат лишь способом передачи движения и — посредством покроя, деталей и орнаментики одеяния — даже социального статуса и рода профессиональной деятельности персонажей. Китайское искусство индифферентно к личности как таковой. Каждый отдельный персонаж показан в нем в первую очередь как представитель социальной или профессиональной группы. Поэтому реалистичность изображений человека непременно сочетается с их типизацией. И наконец, изобразительное искусство развивалось в Китае в рамках официальной творческой деятельности, что вело к его стандартизации, стилистической монументальности и подчеркнутой декоративности. С этой точки зрения «глиняная армия» Цинь-ши-хуан-ди, и особенно бронзовые колесницы, вполне сопоставимы с поздне-иньскими бронзовыми сосудами.

Означают ли выделенные нами типологические особенности древнекитайского изобразительного искусства, что оно находилось на более низкой эволюционной ступени, чем античное? На наш взгляд, искусство чжоуского Китая и Античного мира следует рассматривать не в качестве диахронных стадий единого — по своим закономерностям и направленности — творческого потока, но как два совершенно самостоятельных направления в мировой художественной культуре, поскольку различия между ними были обусловлены всем комплексом духовных ценностей и ментальных черт китайской и средиземноморской цивилизаций.

 
« Пред.
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Эпоха цинь (221-207 гг. до н. э.) arrow Глиняная армия Цинь-ши-хуан-ди   © ArtofEast.ru All rights reserved.