История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Металлическая монументальная скульптура

24.12.2011 г.

В качестве второго доказательства существования в Китае в III в. до н. э. развитой традиции металлической монументальной скульптуры сошлемся на литературные сообщения о двенадцати гигантских статуях — вес каждой 30 т, отлитых по приказу Цинь-ши-хуан-ди из конфискованного оружия у армий и населения поверженных царств. Установленные попарно вдоль центральной аллеи, ко дворцу циньского императора, эти изваяния изображали божеств и предков правящего дома Цинь, т. е. являлись антропоморфной скульптурой. Рассказывается, что они сохранялись в течение почти 500 лет и в III в. н. э. были переплавлены на монеты. Даже если габариты изваяний в письменных источниках преувеличены, после находки металлической скульптуры в погребальном ансамбле Цинь-ши-хуан-ди нет веских поводов сомневаться в реальности факта их создания. Понятны и вероятные истоки традиции древнекитайской монументальной металлической скульптуры — от художественного творчества саньсиндуйцев. Данная традиция получила особое развитие именно в царстве Цинь, так как, с одной стороны, существовала географическая близость к Сычуани, а с другой — развитость местного бронзолитейного производства.

Определенно ответить на третий из сформулированных выше вопросов — зачем понадобилось создавать «глиняную армию»? — пока невозможно. Логична версия продолжения иньской царской погребальной обрядности с заменой человеческих жертв на скульптурные изображения. Такое предположение тем более оправданно, если учесть, что именно в конце Чжоу возникла практика помещать в захоронения специальные статуэтки, которая в скором времени стала носить в Китае обязательный характер. Но из чжоуской и последующей погребальной пластики явствует, что китайские анимистические верования отнюдь не требовали исполнения таких статуэток в натуральную величину с индивидуальными приметами. Напротив, они нередко были миниатюрных размеров и выполнялись в предельно условной манере. Ориентировка «глиняной армии» на восток, вероятно, обусловлена космолого-религиозными представлениями, бытовавшими в восточных прибрежных регионах Китая, согласно которым где-то в Восточном море находились волшебные острова (Пэнлай), служившие обителью бессмертных (сяней). Известно, что Цинь-ши-хуан-ди разделял эти представления: он искренне верил в существование таких волшебных островов и в возможность обретения бессмертия. Но в сохранившихся литературных изложениях культа сяней не оговаривается их связь с анимистическими верованиями и погребальной обрядностью: считалось, что обретение бессмертия происходит при жизни человека. Разумно также прислушаться к мнению, что создание «глиняной армии» и ее художественные особенности имели под собой не столько религиозные, сколько культурно-политические мотивы. Множественные изваяния воинов и их внешнее разнообразие должны были проиллюстрировать могущество и единство реальной армии циньского императора, в которой и в самом деле были собраны представители различных регионов Китая и социальных слоев местного общества. Строить дальнейшие догадки по поводу семантики погребального эскорта, на наш взгляд, пока бессмысленно. Обнаружение в будущем каких-то новых материалов — артефактов, а еще лучше письменных документов, помогут раскрыть эту удивительную тайну.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Эпоха цинь (221-207 гг. до н. э.) arrow Металлическая монументальная скульптура   © ArtofEast.ru All rights reserved.