История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт
Продажа б у видеокамер в алматы.

Загадка скульптур Цинь-ши-хуан-ди

24.12.2011 г.

То, что скульптуры, образующие погребальный эскорт Цинь-ши-хуан-ди, суть полноценные произведения изобразительного искусства, не вызывает ни малейших сомнений. Но возникает множество загадок, которые выливаются в три главные вопроса: как, кем и зачем они были выполнены?

Первый из этих вопросов относится не столько к исполнению глиняных фигур как таковых, сколько к процедуре их обжига. Ведь циньским мастерам нужно было рассчитать и построить такие печи для обжига и обжиговые камеры, в которых бы поместились столь крупногабаритные изделия и на протяжении более суток поддерживать равномерный температурный режим не менее 960 градусов — таковы условия обжига керамики из лёссовой глины. Какой могла быть конструкция подобных печей, на каком топливе они работали, — все это не удалось реконструировать даже с помощью новейших компьютерных технологий.

Второй вопрос влечет за собой тезис о том, что творцами скульптурных произведений обязательно должны быть профессионально подготовленные художники. Но нет никаких следов существования в чжоуском Китае искомой художественной школы. Особенно проблематично отыскать ее непосредственно в царстве Цинь, общественные нравы которого отличались аскетизмом, воинственностью и пренебрежительным отношением к интеллектуально-творческой деятельности. Не случайно обитатели других регионов чжоуского Китая считали циньцев «невежественными и грубыми варварами». Поэтому еще недавно в специальной литературе выдвигались и горячо обсуждались версии о вероятности создания глиняной армии Цинь-ши-хуан-ди под непосредственным влиянием каких-то чужеземных художественных традиций или случайно творившими в Китае иноземными художниками. Однако ни одна из соседних с Китаем народностей того времени не располагала столь развитым художественным творчеством. Теоретически можно допустить, что в Китае чудом оказались скульпторы, происходившие из очень отдаленных от него регионов Древнего мира — Греции или Египта. Но сколько могло  быть таких чужеземцев? И как они сумели за короткий срок обучить своему искусству местных мастеров и воспитать столь мощную и многочисленную художественную школу, которая была необходима для создания бесподобного художественного памятника? Нет, «глиняная армия» могла быть феноменом только самой китайской творческой деятельности.

Обратим внимание на то, что полые изнутри фигуры воинов и лошадей суть прямые аналоги глиняных моделей для бронзового литья. Еще иньские мастера, как известно, умели отливать крупногабаритные изделия, а при Чжоу исполнялись и достаточно большие по размерам изваяния как зооморфно-фантастических существ, так и людей. Но эти изваяния единичны. «Глиняная армия» могла быть создана в рамках бронзолитейного производства в одном-единственном случае: если в чжоускую эпоху существовала самостоятельная традиция металлической монументальной скульптуры.

Первое доказательство правомерности предложенной гипотезы содержится собственно в погребальном комплексе Цинь-ши-хуан-ди. Это — две бронзовые модели колесниц с четверной упряжью, найденные в 90-е гг. прошлого века. Они выполнены приблизительно в половину натуральной величины и воспроизводят два основных типа аристократического колесничного транспорта того времени — «легкую повозку», с открытым кузовом и расположенным над ним зонтом-балдахином, и «крытый возок», с карето-подобным, овальной формы кузовом. Высота «легкой повозки» — 152 см, общая длина композиции (совместно с фигурами лошадей) — 225 см, вес — 1061 кг. Высота «крытого возка» — 106,2 см, длина композиции — 317 см, вес — 1241 кг. Кузов возка сделан из 3462 деталей, соединенных, как это было установлено в результате специальных экспертиз, сваркой. Внутри возка находятся три сиденья. Вся его внутренняя поверхность — стены, потолок — расписаны изображениями драконов, пол устлан циновкой. Обе модели колесниц включают в себя бронзовые фигуры возниц — стоящую для «легкой повозки» (высота 75 см) и сидящую на облучке (высота чуть более 50 см). Они тоже сделаны из плотно пригнанных друг к другу отдельных элементов: туловища, рук, ног, головы — подобно технологии изготовления глиняных скульптур. Поверхность фигур местами украшена золотой и серебряной инкрустацией. Сбруя лошадей тоже выполнена из благородных металлов.

По манере исполнения бронзовые возницы и лошади почти точные аналоги глиняных скульптур, с той лишь разницей, что они обладают большей выразительностью. Руки сидящего возницы напряжены, якобы ему пришлось вдруг резко натянуть поводья, удерживая скакунов. Лицам обоих возниц придано выражение уверенности. Фигуры лошадей показаны в движении: грудная мускулатура напряжена, ноздри раздуты, уши стоят. Единство художественных трактовок и орнаментации фигур (максимальное использование  благородных металлов) превращает эти модели в монументальные скульптурные группы.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Эпоха цинь (221-207 гг. до н. э.) arrow Загадка скульптур Цинь-ши-хуан-ди   © ArtofEast.ru All rights reserved.