Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Единство в производстве керамики разными областями

25.06.2010 г.
Для Средней Азии мы отмечали уже определенное экономическое единство областей, охватывающее и производственные формы. Наличие хорошо выраженных особенностей в керамическом производстве отдельных областей, так называемых керамических школ в Средней Азии, не исключает этого единства в развитии керамического ремесла Средней Азии в этот период, выражающегося в характере производства, в частности во многих деталях технологии изготовления глазурованных изделий, глазурей, красок, орнаментации. В настоящее время, результаты исследования глазурованной керамики IX — XII в., разнообразной по виду и оформлению, из различных керамических комплексов Средней Азии—Афрасиаба, Мерва, Хульбука, Аблыка, Ферганы (Ахсикет), Магиана, Минг-Урюка и других, позволили предварительно выявить целый ряд наиболее употребительных и характерных видов и вариантов глазурей для средневекового домонгольского периода,.

Таким образом, в Средней Азии рассматриваемого периода (мы не ставим задачу выявления хронологических изменений и существования тех или иных видов) употреблялись различные варианты глазурей. Некоторые из них были распространенными и известными на довольно большой территории. Но варианты рецептов изготовления глазурей одного типа были разными, прежде всего за счет количественного соотношения основных компонентов глазури, например, РЬО; Si02. Отмечается для одного и того же керамического центра употребление различных видов глазурей, рецептов и вариантов их, связывающихся, очевидно, в ряде случаев с характером оформления и видом изделия. «А у мастеров, — пишет Бируни, — в отношении состава основы и пропорции красящих веществ существует множество способов и мнений». Глазури - среднеазиатских мастеров различались по качеству. Наряду с шероховатыми и тусклыми, отмечаются блестящие яркие и прозрачные. Они отличались не только по своему внешнему виду, но и по техническим качествам — твердости, ровности. Различной была микротвердость глазурей Хульбука (от 514 до 250 кг/мм и меньше), оставаясь в среднем довольно значительной.
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная   © ArtofEast.ru All rights reserved.