Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Глазури непрозрачные или глухие

25.06.2010 г.
Своеобразную группу составляет керамика с блестящей или полуматовой белой непрозрачной глазурью и росписью, выполненной зеленой медной или марганцевой (черной) краской. Рисунок разнообразный, часто растительного характера. По своему виду эти глазури напоминают полупрозрачные щелочные и по времени, очевидно, вплотную примыкают к ним. Однако они, как мы увидим ниже, качественно отличные, и поэтому их нельзя смешивать с ранними щелочными глазурями. Рассматриваемые глазури на афрасиабских изделиях имеют: а) более белую поверхность; б) более ровный тон; в) большую плотность; г) совершенно отличный специфический орнамент, чаще растительного характера, и, главное, д) исследование глазурей методом спектрального и химического анализов показало, что они совершенно иные по своему составу и представляют собой свинцово-оловянные глазури, главным плавнем в которых выступает окись свинца, а глушителем окись олова, Ф. Матсон, отмечая раннее употребление в керамике олова, возражает Р. Л. Госсону, отрицающему возможность его применения в самаррской керамике VIII—IX вв.

 Олово, согласно Матсону, могло использоваться как глушитель в свинцовых и бессвинцовых глазурях в разных пропорциях, от 2U до Уг в свинцовых глазурях. Ф. Е. Дей, специально останавливаясь на вопросе места и времени появления оловянных глазурей и люстра, отмечает, тот факт, что оловянные глазури не известны в доисламский период ни в Индии, ни в Персии, ни в Египте, но встречаются в Месопотамии уже в 13 столетии до н. э. в Ассуре. Другими словами, Ф. Е. Дей отмечает, что исламская керамика с белой оловянной глазурью могла быть сделана в стране, где она имела предвари тельное производство в течение столетий, в то время как она совершенно отсутствовала в смежных странах. Содержание олова в глазурях афрасиабских изделиях рассматриваемого типа различно: около 1% для одних изделий и больше одного процента для других. Разное количественное содержание окиси олова сочетается в глазурях с разным количественным содержанием и соотношением ведущих компонентов — окисей свинца и кремния. Для некоторых из них Отмечается более высокое содержание окиси натрия, чем в остальных. И наконец, для исследуемых глазурей отмечаются варианты за счет наличия или отсутствия тех или иных редких элементов, примесей (Со, Мо и др.), совпадающих с разным количественным содержанием ведущих компонентов или не совпадающих.

Под микроскопом белые молочные или слегка грязноватые глазури имеют вид, отличный от щелочных полупрозрачных. Отчетливо просматривается неравно-мерная стекловидная масса, в которой участки прозрачной стекловидной массы сочетаются с участками, представляющими собой коллойднообразную непрозрачную неоформленную массу с круглыми полыми пузырьками и единичными зернами кварца. Нижняя часть глазури, соприкасающаяся с основой (черепком), образует с ней промежуточный слой (взаимопроникновения при обжиге двух инородных материалов — глинистого и стекловидного). Образуется плотная глинистая масса, сцементированная стеклом.

Изделия с глухой глазурью рассматриваемого типа часто имеют покрытие с 2 сторон, но на внутренней стороне оно более плотное и ровное. Стенки изделия довольно толстые, и форма часто грубовата. Отмечены изделия с такой глазурью и для других объектов Средней Азии, например для Аблыка.
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная   © ArtofEast.ru All rights reserved.