Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Градация глазурей

25.06.2010 г.
Итак, к периоду раннего средневековья, в частности к VII— началу VIII вв., керамическое производство имело уже определенные достижения в области глазурования гончарных изделий, в производстве различных вариантов глазурей, ведущими среди которых были щелочные. Глазури эти часто имели состав, подобный составу стекла того времени. Стекла VII — VIII вв. являются, как правило, на всем Ближнем и Среднем Востоке и в Средней Азии (судя по имеющимся на сегодняшний день данным) щелочными с преобладанием окиси натрия. Свинец характерен, очевидно, для этого времени, в основном, для дальневосточных стекол, а также дальневосточных глазурей. Предметы, ремесла, различные по своему назначению, способу использования, но общие по своему характеру (стекловидные вещества) глазурь и стекло имели в этот период общее в составе и в технике производства. Афрасиабские щелочные глазури (раннесредневекового периода) содержали в качестве основного плавня окись натрия, так же, как и пенджикентские щелочные (натриевые) стекла.

Раннесредневековые щелочные глазури как бы заканчивали определенный и значительный этап в историческом развитии технологии глазурованных гончарных изделий. Задачи керамического ремесла растущего феодального города, успехи предшествующего периода привели к новым достижениям в технологии глазурования.

В настоящее время в связи с недостаточным исследованием среднеазиатских и ближневосточных глазурей не имеется еще точных указаний, датировок полного и детального описания их (с учетом данных технологического исследования), для того чтобы можно было бы дать определенный историко-технологический разбор среднеазиатских глазурей VIII—IX вв., датировать тот или иной тип. Для этого периода, являющегося переломным, меняется основное направление в развитии глазурей. Ведущими становятся глазури свинцовые. Окись свинца, придающая особые свойства глазурям, становится основным плавнем во всех ведущих вариантах глазурей.

Развитие свинцовых глазурей сопровождалось большими и разнообразными нововведениями:
1    Свинцовые (свинец-силикатные) и различные варианты свинцовых глазурей — на всем Ближнем и Среднем Востоке и в Средней Азии.
2    Полихромная роспись.
3    Новые разнообразные краски росписи (красная, зеленая, коричневая и т. д.).
4    Белый подглазурный ангоб, приготовленный из светло-жгущейся пластичной глины, служащей прекрасным фоном для подглазурной росписи и свинцовых глазурей. Свинцово-оловянные глазури, имитирующие фарфор.

Не останавливаясь на хронологических различиях среднеазиатских глазурей этого времени, мы можем отметить их разнообразие. Как по внешнему виду, так и по характеру отчетливо выделяются три группы:
A.    Полупрозрачные или непрозрачные с зеленовато-голубой росписью или росписью черной и зеленовато-голубой краской.
Б. Прозрачные бесцветные глазури по подглазурной росписи, различного вида.
B.    Прозрачные окрашенные глазури по гравированному рисунку или без него.

 Все три группы глазурей, особенно две последние, получили в последующие столетия полное развитие, породив разнообразные варианты составов, декоративного оформления изделий, вида и качества глазурей.
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная   © ArtofEast.ru All rights reserved.