Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Изделия с прозрачной бесцветной глазурью

25.06.2010 г.
Это наиболее разнообразная по технике изготовления и декоративному оформлению группа средневековой керамики домонгольского периода. Подробная классификация мавераннахрской керамики дана в неопубликованной работе О. Г. Большакова. Описанию и классификации хорезмской глазурованной керамики отведено место в специальной работе Н. Н. Вакгурской, которая для керамики IX—XI вв. выделяет два технологических варианта изделия со «свинцовой поливой» и «изделия с поташной поливой». Н. Н. Вактурская рассматривает различные виды орнаментации хорезмийской керамики, которая может быть включена BP группу, с указанным видом глазури. Группа эта объединяется общей особенностью — характером глазури прозрачной бесцветной, обладающей определенными общими техническими качествами, состоянием стекловидной массы, но включающей в себя различные варианты рецептов глазурей со своими техническими отличиями, связанными с составом глазури, способом ее приготовления, характером, степенью обжига. В данной работе выделим лишь группы изделий, имеющих определенный характер глазури и технику оформления, ведущих своеобразную линию в развитии глазурованной керамики домонгольского средневекового периода.

Попытки получения белофонных изделий с прозрачной глазурью на глиняном черепке и полихромной подглазурной росписью — важные принципиально новые особенности в технических новшествах переломного периода, в развитии керамического ремесла всего Ближнего Востока и Средней Азии VIII—начала IX вв.

Изделия с прозрачной глазурью и полихромной пятнистой росписью плавкими металлическими красителями, иногда с гравировкой, были широко распространены на всем Востоке, являясь одним из наиболее ранних вариантов средневековой глазурованной керамики. В IX—X вв. они известны в Средней Азии, в Закавказье, Иране, Месопотамии и др. Ряд исследователей связывает появление керамики этого вида с китайскими изделиями. Но, указывая на китайское происхождение пятнистой росписи красками, Базил Грей, Р. Гобсон, Г. Рейтлингер и другие считают гравированный рисунок, часто сочетающийся с этой росписью, западного происхождения и связывают его с древними традициями гравировки на глине и металле ближневосточных мастеров. В частности, А. Лейн и Т. Дехсел, специально останавливающиеся на разборе характерных особенностей восточной орнаментации и отмечая эволюцию отдельных деталей, считают, что примером для гравированных рисунков керамических глазурованных изделий китайских мастеров служили мотивы рисунков сасанидского металла.
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная   © ArtofEast.ru All rights reserved.