Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Люстр

25.06.2010 г.
Важным технологическим достижением мастеров Востока, связанным с развитием оловянных глухих глазурей, является люстровая керамика. А. И. Пооп отмечал, что люстровая живопись является одним из наиболее важных вкладов, внесенных Ближним Востоком в технику керамического производства, указывая на то, что в IX в. она более тщательно разработана, чем в 13 столетии. «Роспись люстром,— пишет Э. Кверфельд,— вовсе не известная на Дальнем Востоке, была, бесспорно, одним из самых выразительных явлений керамики на Ближнем Востоке. Эта роспись, исполненная золотистым с металлическим отблеском люстром различных цветов, мягко сочетается с оловянной глазурью цвета слоновой кости, играющей легкой радужностью». Люстровые изделия, широко распространенные в изучаемый период в Иране, в Египте, Месопотамии имели в XI — XII вв. известные крупные центры производства Самарра (IX), Рей, Кашан, Ракка. Однако родиной производства люстровых изделий, вопреки мнению ученых, считающих таковой Иран, Ф. Е- Дей считает Месопотамию. Уже для IX в. прекрасные люстровые изделия были отмечены в Самарре. «На изделиях Самарры цвета люстра имеют сравнительно большой диапазон: кроваво-красный люстр с рубиновым оттенком, золотистый люстр, коричневый люстр, золотисто-коричневый люстр и оливково-зеленый люстр». Многообразны и интересны мотивы росписи люстровых изделий этого периода. Новым расцветом люстровой керамики на Востоке является период XII—XIII вв., когда были созданы новые прекрасные образцы изделий этого вида.

Люстровые изделия довольно часто встречаются в керамическом материале Средней Азии при археологических раскопках. Они обнаружены в Афрасиабе, Хульбуке, Калаи-Боло, Мерве. Однако до сравнительно недавнего времени было весьма распространено мнение, что в Средней Азии домонгольского периода не было известно производство люстровой керамики. Мнение это было опровергнуто находками в Мерве, где наряду с высококачественными люстровыми изделиями, были обнаружены бракованные сосуды, покрытые люстром, и фрагменты их. Это пока единичное доказательство такого производства, но, возможно, не последнее.

Люстровые изделия, обнаруженные на территории Средней Азии, различны по своему внешнему виду, характеру черепка и глазури и принадлежат к различным керамическим школам. В основе производства люстровых   изделии лежат свинцово-оловянные глазури и специальная технология обжига изделий, покрытых этой глазурью и металлическими солями. Люстр приготовлялся нанесением на глазурованную керамику полученного из металлических солей пигмента, который при обжиге нужной температуры в особого рода обжигательной печи откладывает тонкую пленку металла на глазури. В качестве пигментов использовали соли меди, серебра, золота и других металлов. Предварительные исследования нескольких люстровых изделий из Мерва и Афрасиаба методом спектрального анализа и в прозрачном шлифе под микроскопом позволили отметить ряд особенностей. Для нас представляет интерес следующие факты. Глазури люстровых изделий различны по своему составу (количественное содержание окисей свинца, кремния, олова). Глазури—свинцово-оловянные. Производство их было налажено в Средней Азии, и мастера использующие различные варианты оловянных глазурей, косвенно внесли определенный вклад в развитие люстровых изделий как вариантов свинцово-оловянных. Сложная и своеобразная техника изготовления люстровых изделий нашла отражение в средневековых источниках, в частности в специальном керамическом трактате Кашанского мастера, относящегося к 1301 г. н. э., но обобщающего опыт мастеров предшествующего периода. Изготовлению изделий «двойного обжига» (так называются мастером люстровые изделия) в трактате уделено довольно много внимания, в основном рассматривается подбор материала, технология обжига и пр.
 
« Пред.   След. »
Сейчас на сайте находятся:
1 гость
 
 
Главная   © ArtofEast.ru All rights reserved.