Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Монохромная роспись изделий со светлым фоном

25.06.2010 г.
К другому типу изделий, появление которых знаменовало новый этап в раззитии глазурованной керамики, относятся многообразные виды и варианты светлофонных изделий с прозрачной бесцветной глазурью и монохромной росписью определенной линией, развивающиеся на протяжении всего рассматриваемого периода и известные для всех областей Средней Азии. Основными характерными чертами этого широко распространенного типа являются: а) свинцовая прозрачная бесцветная глазурь; б) подглазурный белый ангоб из высококачественной беложгущейся глины; в) роспись металлическими и минеральными красителями. Развитие этого вида изделий осуществлялось как стремление получить белофонную керамику, подобную белоснежным фарфоровым изделиям, и многокрасочную разнообразную роспись сосудов. Введение этого, совершенно нового, приема было основано на возможностях свинцовых глазурей, позволяющих сочетать белый глиняный фон, прозрачную глазурь и четкую подглазурную роспись. Сочетания этих технических особенностей помогли создавать великолепные образцы средневековой среднеазиатской керамики.

Характеризуя расстановку керамических сил в средневековый период на Востоке А. И. Пооп писал, что этот период является в области керамики показательным. Гончары Персии преуспели в изобретении состава глазури, красок, орнаментов и, несмотря на увлечение персов китайскими изделиями, изяществом и законченностью их, разнообразием и качеством глазурей, именно персы в этот период достигли больших успехов в декорировании посуды: свежесть и большая жизненность цветовых комбинаций, вариации богатого воображения композиций, многочисленность отделки (украшений) и форм лиственного орнамента. Это в полной мере относится и к среднеазиатским изделиям, в частности Самарканда, который называют в числе крупнейших керамических центров Востока, тем более что среднеазиатские мастера преуспевали именно в технологии красителей и многообразии орнаментальных мотивов. Среднеазиатским мастерам принадлежит приоритет в стабилизации красителей глиной и развитии росписи четкими строгими линиями. Замечательные образцы глазурованной керамики с бесцветной прозрачной глазурью и оригинальной разнообразной полихромной и монохромной росписью по белому подглазурному ангобу отмечены для Афрасиаба и Мерва, Хорезма и Хульбука, Пайкенда и Мунчак-Тепе, Ферганы и Шаша. Растительный геометрический орнамент, надписи, сюжетная роспись, сложные и простые, но удивительно гармоничные сочетания цветов украшают изделия этого типа.
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная   © ArtofEast.ru All rights reserved.