Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Непрозрачные свинцово-оловянные глазури

25.06.2010 г.
Непрозрачные свинцово-оловянные глазури представляли собой один из наиболее ранних вариантов свинцовых глазурей, получивших широкое распространение в VIII—IX вв. и пришедших на смену более ранним, известным здесь щелочным. Глазури по своему виду как бы продолжают традиции декоративного оформления изделий с полупрозрачной глазурью и голубовато-зеленой росписью. Это выражается в основном в характере красителя росписи, в сочетании светлого фона с зеленовато-голубой или черной росписью, в характере покрытия изделий глазурью. С другой стороны, глухие глазури —совершенно новый тип. Прежде всего они принадлежат к свинцовым глазурям и содержат специальный глушитель — олово, т. е. непрозрачность их вызвана особым приемом их приготовления (а не техническими недостатками ранних щелочных прозрачных глазурей). Кроме того, рисунок росписи на них был другим. Отличался он и от рисунков росписей прочих одновременных изделий со свинцовой глазурью и разнообразной монохромной или полихромной росписью.

Непрозрачные оловянные глазури, распространившиеся в Средней Азии вместе с введением свинцовых, представлены разнообразными вариантами и изменялись во времени. В настоящее время еще нелегко проследить их эволюцию, четко выявить разнообразные варианты их составов, структуры, хронологические изменения в них, в частности в связи с трудностью всестороннего исследования небольших количеств возможных проб. Однако данные полуколичественного спектрального анализа и предварительные выборочные химические, а также микроскопические анализы позволяют уже сейчас говорить о разной структуре глазурей, в составе которых имеется олово, о разном соотношении в них главных, ведущих компонентов и примесей, о различных вариантах глазурей, связывающихся зачастую с особенностями формы и декоративного оформления. Уже при визуальном наблюдении некоторые глухие, иногда полупрозрачные, глазури аблыкских изделий с пятнистой росписью несколько отличаются от молочно-белых глазурей на афрасиабских чашах и блюдах. Различными были на них и украшения. Аблыкские изделия с глухой глазурью и зелено-голубой или зелено-голубой и черной росписью представлены несколькими вариантами: с полупрозрачной белой часто грязноватой глазурью и расплывчатой голубовато-зеленой росписью в виде расти-тельных завитков и треугольников, линий с точками (афрасиабский тип); с более плотной глазурью, характерной для иных форм и с чуть растекающимися радиальными полосами, иногда оконтуренными с двух сторон черным; типа чашечек со слегка округлыми стенками и изделия закрытых форм. Глазурь на последних двусторонняя, отчасти покрывает дно. Она имеет вид фарфоровидной поверхности, иногда слегка грязновата. Роспись в виде пятен и подтеков. Не выявляя подробно в данной работе различные варианты непрозрачных глазурей, хронологическую последовательность и их связь с формой, мы можем отметить, что это были поиски и достижения в особой специальной области изготовления керамики — керамики с непрозрачной глазурованной поверхностью. Различия глазурей на названных изделиях связываются с технологией их изготовления и обжига, с составом рецепта и сырья. Общим для этих глазурей является то, что основа их свинец-силикатная, т. е. в качестве основного плавня выступает окись свинца. Кроме того, все они содержат в качестве основной части окись олова, введение которой являлось специальным приемом, предусматривающим получение искусственным путем непрозрачной фарфоровидной глазури. Количественное содержание олова было различно, от 0,75 до 1,6%. Это сочеталось с наличием или отсутствием отдельных дополнительных компонентов (В, Р, Мо, Со и др.) и с разным количественным соотношением РЬО и БЮг, а также количественным содержанием щелочей—окиси натрия (и калия).
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная   © ArtofEast.ru All rights reserved.