Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Окраска свинцовых глазурей

25.06.2010 г.
Медный краситель (окись меди), употребляемый при окраске свинцовых глазурей, очень характерен в том отношении, что он широко использовался в глазурях, различных по своему характеру и составу: в глазурях основным и единственным плавнем которых выступал свинец, в глазурях щелочь-свинец-силикатных и прозрачных щелочных древних и более качественных средневековых и в глухих свинцовых. Окраска глазурной массы укладывалась в гамму зеленого (разных оттенков и интенсивности), голубого, зелено-голубого и бирюзового цветов.  Микроскопическое исследование зеленых свинцовых глазурей позволило отметить различный характер распределения медного красителя, интенсивность окраски глазури. Медь — плавкое вещество и легко сплавляется с глазурью, образуя прозрачную стекловидную массу, структура которой хорошо просматривается под микроскопом. Но в ряде случаев сплошная окраска глазурной массы не ровная в цвете, возможно, за счет недостаточной обработки массы красителя и его перемешивания с основной массой глазури. Характер окрашенной зеленой глазури и соединения ее с массой черепка разный для глазурей различного вида — глухих, окрашенных, прозрачных свинцовых и прозрачных щелочных.

Зеленые окрашенные глазури наносились на изделия по подглазурному ангобу — красному (вариант, отмеченный для Афрасиаба и Хульбука), белому и по черепку без ангоба. Декоративные качества зеленых глазурей, нанесенных по ангобу более высокие. Зелеными прозрачными глазурями покрывались изделия типа чаш, тарелок, блюд, кувшинов.

Итак, зеленые (окрашенные окисью меди) прозрачные глазури, широко распространенные по всей территории средневековой Средней Азии домонгольского периода, явились как бы продолжением традиций древней керамики с зеленой глазурью, но принципиально отличались от них по своему составу (были свинцовыми). Позже они сосуществовали с вариантами прозрачных голубых щелочных глазурей, для которых два из трех решающих компонентов были качественно одинаковыми (основа Si02 и краситель СиО), а третий плавень — (окись свинца) — разный. Эти глазури представляли качественно новый тип, составляя особую выразительную группу.

Наряду со свинцовыми зелеными глазурями, для рассматриваемого периода отмечены и другие виды окрашенных прозрачных глазурей — желто-окрашенные и коричневые. Исследование фрагментов хульбукских изделий с оранжевато-коричневой или охра-светло-коричневой глазурью позволило выявить основной краситель, в качестве какового выступали окиси железа. Глазури хульбукских исследуемых фрагментов, окрашенные железистым красителем в желтый цвет, наносились на черепок по красному ангобу. Тогда красящее действие на глазурь оказывали окислы железа охристой глины и окислы железа глазурной массы. Иногда железистый краситель был недостаточно хорошо обработан. В таких случаях иод микросколом отчетливо прослеживаются полностью не расплавившиеся крупицы железистого красителя. Поверхность рассматриваемых глазурей часто бывает шероховатой, с малым блеском. Однако отмечаются и другие варианты глазурей, окрашенных железистым красителем. Это коричневые (иногда с темно-коричневыми пятнами по желтовато-коричневой поверхности) блестящие и гладкие глазури, содержащие окись железа. Окись железа в качестве красителя упоминается в «минералогии» Бируни. Ржавчина железа или железный шафран (зафараи ал-хадйд) использовалась при изготовлении желтых красок и окраске глазурей. Ар-Рази приводит два рецепта приготовления этой окиси. Первый заключается в том, что железные опилки, завернутые в мокрую тряпочку, укладывали в сырое место на определенный срок, затем их растирали, многократно повторяя весь процесс. Повторение этой операции превращало все железо в окисное. Пережженное железо в качестве вещества, употребляемого для получения глазурованной керамики с желтым фоном называет в своем трактате кашанский мастер.

 Цвет, оттенок, интенсивность его в глазурях, окрашенных окисями железа, зависели не только от количественного содержания окислов железа, но и характера глазури и ангоба, степени обработки материала, условий обжига и т. д.
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная   © ArtofEast.ru All rights reserved.