Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Приоритет свинцовых глазурей

25.06.2010 г.
Ведущими были свинцовые глазури. Производство их является в этот период принципиально отличным от производства стекла не только по характеру использования массы, но и по составу, в отличие от ранних глазурей и более поздних. Стекла, в отличие от глазурей, были щелочными, натриевыми. Например, хульбукские стекла, согласно данным исследования А. А. Абдуразакова и М. А. Безбородова, были натриевыми, основными компонентами, в которых выступали окиси кремния, кальция, магния, натрия. Характерно, что различные составы стекла и глазури этих двух стекловидных веществ (продуктов разного ремесла) подчеркивается в источниках. Стекло «выплавляют из камня (употреблениекоторого для этой цели известно, — пишет Бируни, — или из песка в соединении с кали (поташом)». Что же касается эмали (глазури), то «мина (эмаль) — один из видов стекла, но более мягкий и более тяжелый, благодаря перевесу в нем свинца». Еще более определенно противопоставляет их ар-Рази. «Стекло происходит из песка и калия, глазурь состоит из кремния и свинца», — отмечает он. Стекло и глазурь совершенствовались в своем составе в этот период принципиально по-разному.

Конец XI—XII столетия является рубежом новых открытий. В Средней Азии в XII в. в производство вновь входят щелочные глазури, которые затем сосуществуют со свинцовыми, а в период более поздний, XIII—XIV вв., являются господствующими.

Поиски новых щелочных глазурей начались в Иране еще в XI в. и увенчались успехом, являясь важным достижением персидских мастеров. Возможно, что в определенной степени новые рецепты стимулировались необходимостью получить более твердые контуры рисунка под менее плавкой глазурью без стабилизации красителей глиной. Краски росписи получались прозрачные, а линии рисунка четче. Под новые щелочные глазури персидские мастера изобрели высококремнистую основу кашин, сходный в определенной степени по составу с забытым египетским фаянсом, и высококремнистый подглазурный ангоб. Описание приготовления последнего имеется в керамическом трактате кашаиского мастера. Фриттование глазурей, более высокий обжиг их, специальная основа делали изделия с щелочными глазурями высококачественными. Привлекла и дешевизна изделий. А. Лейн, называя 12, как и 9 столетия, поворотным пунктом в истории мусульманской керамики, указывает, что «последовательно школы Багдада и Каира занимали главенствующее положение в ранней стадии развития керамики вместе с сильной школой Самарканда, находящегося довольно далеко от них на Востоке». Изобретение кашинного черепка, введение щелочной глазури действительно революционизировали керамическое производство. Эти нововведения позволили сделать большой шаг в историческом развитии керамического ремесла и снова развить во всем многообразии технические варианты новых, достижений.

Для XII в. щелочные глазури Средней Азии обычно окрашены в голубой, бирюзовый цвет. Но позже появляются изделия с прекрасной подглазурной росписью под голубой и прозрачной щелочной глазурью. Но распространение щелочных глазурей сочеталось с новым стилем росписи, другими крас-ками росписи. Краски, употребляемые под свинцовой глазурью, были или вообще непригодными, или имели под щелочной глазурью совершенно другой цвет. Например, окись марганца, употребляемая под свинцовой глазурью в качестве коричнево-фиолетовой, под щелочной глазурью имеет красно-фиолетовый цвет, окись меди — голубой. Широко используется кобальт.

Щелочные глазури XII в. в Средней Азии (сосуществующие со свинцовыми) были в основном натриевыми. Натриевыми были обычно и стекла этого периода, т. е. разные исторически сложившиеся производства, основанные на получении стекловидной массы, имели некоторые общие принципы в технологии, в частности в качестве состава основы — шихты.

Подбор состава шихты, сырьевых материалов был одним из важных этапов в технологии изготовления глазурованных изделий IX—XII вв. В качестве основных компонентов мастера употребляли в соответствующих пропорциях и количествах необходимые при изготовлении глазурей материалы, доставляемые как из местных источников, так и приводимые: кремний, свинец, магний, кальций, железо, хром, медь, марганец, алюминий, щелочи (окись натрия).

Сопоставление данных исследования археологического материала, основных положений современной технологии относительно сырья и сведений средневековых источников позволяет в значительной степени восстановить исходное сырье глазурной шихты и красок подглазурной росписи. Особый интерес в этом отношении представляют источники. В замечательной работе Бируни «Минералогия» специально глазурям отведен раздел. В качестве сырьевых материалов при изготовлении глазурованных изделий Бируни перечисляет металлы (окиси свинца, олова, железа, меди), минералы (сердолик, кварц), вещества, интересно и научно описанные в его трактате. Металлы и минералы составляют две разные группы. Эмаль (глазури) входит в раздел «о драгоценных камнях». Выделенные по источникам вещества, употребляемые при изготовлении глазурованных изделий и являющиеся производственным сырьем в керамическом ремесле, выступают в то же время как широко известные, распространенные, используемые в других производствах продукты, свойства и качества которых изучены довольно хорошо. Связь керамического ремесла с другими видами производства при этом выражалась не только в использовании общего для ряда производств сырья, но и в приемах обработки их, в знании свойств материала, в непосредственном экономическом контакте ремесленников, например, медников и керамистов, & использовании оборудования (печей и т. д.).

Введение глазурей в широкое производство и развитие их повысило экономический потенциал керамического ремесла. История глазурованной керамики Средней Азии VIII— XII вв., тесно связанная с историей глазурованной керамики других восточных стран, включает этапы значительных технологических изменений принципиального значения — смену характера ведущих глазурей (VIII—IX и XII вв.), введение полихромной росписи, стабилизацию красителей и других технологических изменений — свидетельствующих о прогрессивном развитии керамического производства.
 
След. »
 
 
Главная   © ArtofEast.ru All rights reserved.