Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Развитие глазурей раннего средневекового периода

25.06.2010 г.
История развития глазурей раннего средневекового периода VI — начала VIII вв. предполагала решение определенных задач, имела свои достижения и характерные черты, свои недостатки. Главными задачами этого времени были: 1) широкое внедрение глазурей в гончарное производство, возможности которого, потребности в нем и его рост стимулировались развитием феодального производства и 2) введение разнообразных приемов в технологии глазурования, способствующих развитию многообразных красивых глазурованных изделий.

Щелочные глазури были преобладающими и в ранний средневековый период, являясь как бы продолжением традиций предшествующего периода. Технология глазурей ранних средневековых изделий вырастала из технологии древних глазурей Ближнего и Среднего Востока. Традиции ее продолжались и в раннесредневековой керамике Средней Азии, и в первую очередь в керамике с характерной полупрозрачной глазурью, являющейся наиболее ранней из известных. Образцы ее были найдены на Аф-расиабе, Тали-Барзу. А. Н. Бернштам отмечает находки глазурованных изделий на городище Кош-Тюбе в Таласской долине в слоях VI—VIII вв. Глазури, аналогичные афрасиабским по виду и характеру, Н. Н. Вактурская отмечает для Хорезма IX в.

Что касается раннесредневековых афрасиабских изделий, датируемых VII—VIII вв., то О. Г. Большаков выделяет для них два вида так называемых «поташных» глазурей: глазури зеленые и бирюзовые и глазури полупрозрачные серовато-белые с голубовато-зелеными рисунками. Нам не удалось исследовать раннещелочные зеленые глазури, но наличие в VII—VIII вв. щелочных зеленых глазурей (а зеленовато-голубые глазури скорее всего имели в своем составе в качестве преобладающего или единственного плавня щелочь) можно, очевидно, рассматривать как продолжение линии парфянского и сасанидского периода. Полупрозрачные серовато-белые глазури являют собой скорее всего разработку другой линии в развитии глазурованной керамики — стремление получить глазури, позволяющие разнообразить глазурованные изделия за счет подглазурной росписи, стремление получить светлый тон блестящего стекловидного покрытия, маскирующего черепок. Для обоих случаев (зеленые и полупрозрачные глазури) в VII — начале VIII вв. преобладающими, очевидно, являются глазури щелочные.
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная   © ArtofEast.ru All rights reserved.