Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Развитие глухих оловянно-свинцовых глазурей

25.06.2010 г.
Линия развития глухих оловянно-свинцовых глазурей в Средней Азии для периода VIII—IX вв., а также для более позднего времени — X—XII вв. (в домонгольский период) весьма выразительна, самостоятельна и характерна для всего Переднего Востока. По Ф. Р. Матсону, изделия с тускло-желтым черепком и беловато-кремовой непрозрачной глазурью были широко распространены в исламском мире.

Особенно больших успехов в производстве этих видов изделий добились, согласно западным исследователям мастера месопотамских керамических центров. Очевидно, к ранним вариантам свинцово-оловянных глазурей относились самаррские изделия, для которых Р. Л. Гобсон отмечает небольшое содержание олова. Значительных успехов добились и среднеазиатские мастера. Примером совершенных в этом плане глазурей для периода X—XI вв. являются глухие оловянные глазури хульбукских изделий. Изучение их позволило отметить следующее:
1    Глазури, как правило, наносились на светлый глиняный малоожелезненный черепок тонкой и плотной структуры.

2    Подглазурный ангоб отсутствовал.

3    Глазури различались по своей толщине и плотности. Наряду с очень тонкими, известны глазури плотные толстые (до 8 мм в натеках на дне) с блестящим раковистым изломом.

4    Глазури были свинцовыми, т. е. в качестве основного плавня в них выступала окись свинца.

5    Глушителем выступала окись олова в различных количествах (1, 2, 3% и более).

6    Отчетливо выделяется два вида глухих глазурей натрий-свинец-олово-силикатные (с незначительным содержанием других компонентов) и натрий-кальций-магний-свинец-олово силикатные, т. е: содержащие в своем составе заметное количество щелочей, магния, кальция. Для обоих видов глазурей отмечаются различные варианты.

7    Под микроскопом глазури имеют вид очень плотной стекловидной массы, сочетающей участки прозрачной глазури с плотным непрозрачным стекловидным веществом с отличным показателем преломления. Внутри этой массы хорошо прослеживаются округлые полые воздушные пузырьки, иногда зерна кварца, отличные по своему характеру и величине от кварцевых зерен. массы черепка.

8   Под микроскопом хорошо просматривается промежуточный слой — размытая масса черепка, сцементированная стекловидной массой, состоящей из двух фаз.

9    Краситель росписи (окись меди), при визуальном осмотре имеющий вид плотной, как бы втиснутой в глухую глазурь, полоски (КП-140/96), под микроскопом просматривается как неоднородная масса, находящаяся во взвешенном состоянии в виде отдельных расплывшихся прозрачных комочков с большим неоформленным ореолом или глухих окрашенных сгустков, перемежающихся с бесцветной прозрачной или глухой глазурной массой. Однако плотность частиц красителя значительная.

О местном производстве изделий с глухой оловянной глазурью свидетельствуют находки среди них брака, сама глиняная масса, довольно своеобразная, но отмеченная и для других распространенных и характерных для Хульбука изделий.

Вариантами рассматриваемых глухих глазурей были непрозрачные окрашенные — голубые, бирюзовые, зеленые с голубым оттенком, имеющие разную интенсивность окраски и кроющую способность красителя. Глазури этого типа были более распространенными для Средней Азии и употреблялись в течение всего изучаемого нами периода (домонгольского). Сохранились они и в более поздний период. Исследование хульбукских и афрасиабских глухих глазурей, выбранных в качестве примера, а также глазурей единичных фрагментов других пунктов позволило выявить для них целый ряд характерных деталей, например единый основной краситель — окись меди, который содержится в глухих окрашенных глазурях в разных количествах—3,5% для одного из хульбукских, 1, 2,8% для двух афрасиабских. Оттенок, интенсивность окраски глухих глазурей зависели однако не только от количественного содержания окиси меди, но и от наличия и от количественного содержания других компонентов глазури (ведущих и второстепенных) и в первую очередь окиси олова и натрия. В зависимости от состава глазури и температуры обжига краситель по-разному распределяется в глазури, о чем свидетельствуют данные микроскопического изучения, в результате чего при одном и том же содержании красителя (СиО) цвет и оттенок глазурей был разный.

Таким образом, в Средней Азии, так же как и в Иране и на всем Ближнем Востоке, уже в период VIII—IX вв. вместе с распространением свинцовых глазурей вводится своеобразный технологический прием изготовления непрозрачных глухих глазурей в двух видах — белых с голубовато-зеленой росписью (своеобразный тип керамики) и окрашенных.
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная   © ArtofEast.ru All rights reserved.