Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Щелочные глазури начала новой эры

25.06.2010 г.
Относительно щелочных глазурей первых веков новой эры можно отметить следующее.

I.    Щелочные глазури древних изделий различались по своему составу. Различными были глазури парфянских изделий Месопотамии-Селевкии на Тигре и Дура-Европас. Они были щелочными и наносились на черепок из высококремнистой глины. Глазури Селевкии отличаются наличием большого содержания глинистого. материала, несколько меньшим, чем в глазурях Дура-Европас, содержанием окиси кремния, а также, по замечанию Н. Толя, меньшим содержанием железа и наличием никеля. Последнее могло быть результатом разного сырья. Отличия в содержании глинистого материала и кремния скорее всего связывались с рецептами, т. е. различие глазурей Месопотамии определялось характером сырья разных ремесленных пунктов, а также рецептом.

II.    Щелочные глазури связываются, как правило, с фаянсовым черепком, растолченной кварцевой массой или с высококремнистой глиной. А. Лукас, специально останавливаясь на вопросе взаимосвязи характера черепка и вида глазури, отмечает 5 возможных комбинаций:

1)    щелочная глазурь и дробленый кварц (обычный фаянс);
2)    щелочная глазурь и высококремнистое глиняное обожженное изделие;
3)    свинцовая глазурь и раздробленный кварц;
4)    свинцовая глазурь на высококремнистом глиняном обожженном изделии;
5)    свинцовая глазурь и обычный глиняный черепок.
Наиболее благоприятной для щелочных глазурей является масса, имеющая повышенное содержание кремнезема.

III.    По своему характеру обычно щелочные глазури представляют собой силикат натрия-кальция, силикат калия-кальция (как отмечает А. Лукас для Египта). Характерно, что часто они очень мало отличаются по своему составу от древних стекол этого же периода. Преобладание среди щелочей окиси натрия отмечается для древнего периода, как для глазурей, так и для стекол.

IV.    Наиболее характерными являются окрашенные глазури — зеленые, зелено-голубые (Месопотамия, Египет, Индия, Иран) желтые (Месопотамия, Египет, Индия и Иран).
Известно, что одни и те же красители окрашивают разные по своему составу глазури и по технике ее обжига в разный цвет. Н. Толь, отмечая различные оттенки цвета зеленых и желтых парфянских глазурей сделал некоторые наблюдения относительно взаимосвязи характера красителя, глазури и ее цвета для изделий Дура-Европас. Он указывает, что в щелочных глазурях окись меди дает окраску турецкую синюю или голубую, а в свинцовых — зеленую. Окись железа в щелочных глазурях дает зеленый и голубовато-зеленый цвет, в свинцовых — желтый. Наличие небольшого количества окиси свинца в щелочных глазурях Дура-Европас, окрашенных медью, делает их зелеными и желтыми при значительном содержании окиси железа.

V.    Важным обстоятельством, которое необходимо отметить при изучении древних глазурей, является следующий факт. Именно в парфянский период, судя по имеющимся материалам, глазури широко входят в гончарное производство.
Таким образом, широкое внедрение в технологию изготовления посуды известных с древнейших времен глазурей происходило в первые века до новой эры и первые века новой эры, вплоть до VI—VII вв., на основе использования в основном щелочных глазурей. Последние, обычно окрашенные, характеризуются определенными качествами, обладают рядом преимуществ и недостатков, имеющих важное значение в дальнейшем развитии керамического ремесла, прежде всего глазурованной керамики.

VI. Древнейшие из найденных на территории Средней Азии глазури были щелочные.
Последнее обновление ( 26.10.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная   © ArtofEast.ru All rights reserved.