Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Среднеазиатские полупрозрачные белые глазури

25.06.2010 г.
Исследование среднеазиатских полупрозрачных белых глазурей методом спектрального, химического и микроскопического анализов позволило определить некоторые характерные черты их:

1    Все полупрозрачные неплотные мутно-белые глазури из Афрасиаба—щелочные с ведущим плавнем окиси натрия (свинец полностью отсутствует). Основные компоненты — окись кремния и окись натрия.

2    Отмечаются определенные различия в составе масс глазурей за счет наличия или отсутствия тех или иных редких элементов, примесей (по данным спектрального анализа Мо, Ва и др.), что связывалось, возможно, с некоторыми различиями в сырье.

3    Под микроскопом глазури имеют вид полупрозрачной стекловидной массы, сильно засоренной глиняной массой черепка. В стекловидной массе глазури отчетливо просматриваются зерна кварца, отличные по своему характеру от кварцевых зерен в массе черепка (возможно, вследствие плохого провара), округлые пузырьки. Наносились афрасиабские глазури без ангоба прямо на желтовато-коричневый черепок. Для ближневосточных изделий Р. Л. Гобсон отмечает, что белые непрозрачные глазури обычно наносились на глиняный черепок темно-желтого цвета; глазури, были кремнистого типа. Краска изделий с мутно-белой полупрозрачной щелочной глазурью изготовлена на окиси меди в смеси с самой глазурной массой. Зеленовато-голубой цвет ее обеспечивался сочетанием окиси меди с щелочной глазурью. Содержание окиси натрия как основного плавня равно 18, 19г 20% Аналогичные по внешнему виду глазури известны для ближневосточной Самарры. Ралнесредневековые глазури Ближнего Востока были различными по своему характеру, ивету и составу. Согласно описаниям Зарре, Р. Л. Гобсона, Ф. Матсона, глазури Самарры (VIII—IX вв.) различны по-своему оформлению: окрашены в зеленый бутылочный светло-голубой, изумрудно-зеленый цвета, с гравированным рисунком и без него, зелено-желтые «танские» и т. д. Среди глазурей выделяются: а)  щелочь-кальций-силикатные; б) глазури с преобладающим содержанием свинца и небольшим количеством олова; в) щелочные глазури без свинца и олова; г) «глазури, богатые щелочью», д) «глазури с небольшим содержанием щелочей и т. д. ». Однако здесь необходимо-учесть разновременность материала Самарры, приходящегося как раз на переломный рубеж изменений и нововведений (VIII—IX вв.). Глазури недостаточно дифференцированы хронологически. Особый интерес для нас представляют самаррские изделия с зеленой щелочной глазурью и полупрозрачной белой глазурью с зеленовато-голубой росписью, отмеченные для наиболее раннего слоя Самарры. Они аналогичны наиболее ранним из известных среднеазиатских глазурованных изделий. Глазури наиболее ранних самаррских изделий, по определению Р. Л. Гобсона, щелочь-силикатные.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная   © ArtofEast.ru All rights reserved.