Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Центры интенсивного развития керамики

25.06.2010 г.
IX—XII вв. были для стран Востока этапом блестящего развития глазурованной керамики. В Средней Азии, в Иране, Месопотамии, Византии и Египте на базе основного направления развития глазурованной керамики — свинцовые глазури и многокрасочная, многообразная роспись — развиваются различные, школы, стили.

Для X—XII вв. можем отметить общее направление для обширных областей и локальные варианты внутри них: иранская керамическая школа и различные ее центры, технические приемы которых или очень сходны со среднеазиатскими, или отличны от них (например, рейнский и нишапурский варианты); среднеазиатская, для которой можно уже сейчас выделить хорезмийский, мервский, самаркандский, хуттальский варианты; кавказская, месопотамская, византийская.

Одним из наиболее крупных (и возможно, самых крупных) центров средневековой глазурованной керамики Средней Азии был Самарканд (Афрасиаб), устанавливающий техническую и декоративную норму в керамическом производстве. О. Г. Большаков отмечает, что керамика типа афрасиабской (самаркандской) распространена по всей территории Средней Азии и производилась во многих среднеазиатских керамических центрах — в Хульбуке, Мерве, Пайкенде, Мунчак-Тепе. Керамика самаркандского типа известна и за пределами Средней Азии. Изделия, подобные афрасиабским, были обнаружены, например, согласно А. Лейну и Г. Л. Гобсону, в Восточной Персии, Белуджистане, Синде, в Брахминабаде (IX—X вв.), но она редка в Западной Персии, хотя отдельные орнаментальные украшения являются весьма распространенными и известными в Месопотамии и образцы сходной керамики обнаружены даже в Константинополе. Особый интерес представляют изделия Нишапура, которые трудно порой отличить от афрасиабских. Действительно, в публикации персидской керамики, в частности в работах А. Лейна, Р. Л. Гобсона, А. И. Поопа, в материалах Персидской экспедиции 1934—1935 гг., Иранской экспедиции 1936 г., Иранской экспедиции 1937 г., мы находим изображения керамических изделий, совершенно аналогичных самаркандским. Большое количество этой керамики и характерность ее для Нишапура свидетельствует о местном ее производстве. Связано ли изготовление керамики, аналогичной самаркандской, с определенной школой мастеров или с определенной технологической школой вообще, пока вопрос.

X—XII вв. являются временем интенсивного развития культурно-экономических связей Ирана и Средней Азии. Об этом свидетельствуют письменные источники, археологические находки, в частности керамика, общие линии ее развития. Персидские и среднеазиатские мастера, совершенствуя многие главные общие технологические приемы, привнося в них свое, оригинальное, преуспевали в различных направлениях.

Именно вариации различных оттенков, красок, насыщенность их, характер четкой линии, плотность красок, умелое сочетание их с общим фоком, является одним из основных направлений поисков среднеазиатских мастеров. Исследование красок подглазурной росписи позволило по материалам изучаемых комплексов выделить для Средней Азии различные оттенки их, разную плавкость, разный характер приготовления и разнообразный способ их использования. По характеру приготовления, судя по материалам Хульбука, Афрасиаба, Калаи-Боло, Магиана, выделяются краски, сделанные на глазури, приготовленные па смеси глазури и глины. Они употреблялись в росписи линиями с четкими контурами и характерны для всей среднеазиатской, особенно мавераннахрской керамики. Что касается иранских керамических центров, то совершенствование и усложнение росписи за счет стабилизации красителей глиной отмечено лишь для определенной части, в частности Нишапурской керамики. В противоположность среднеазиатским изделиям с четкими конкретными контурами рисунков, большая часть иранских изделий, если судить по публикациям (А. Лейн, Р. Гобсон, А. Пооп), имеет роспись, выполненную прозрачными глазурными красками, как бы с размытыми контурами. Прием разбавления глиной красок и получения различных оттенков коричневого, красного (охристого), болотного цветов, оттенков, обусловленных возможностью разводить краску глиной, является также достижением среднеазиатских мастеров, и нигде мы не обнаруживаем такие разнообразные оттенки в линиях четких контуров, сложных рисунков одного образца, как в среднеазиатских материалах. Смешение железа с марганцем и глиной, или глиной и глазурью позволяло получать разнообразные оттенки коричневой краски. Возможно, заслугой среднеазиатских мастеров является прием введения в подглазурную роспись красных охристых красителей, сурьмы, которые нашли в росписи средневековых изделий самое широкое и разнообразное применение. Предположительно, исходя из данных изучения среднеазиатской керамики и иранских опубликованных материалов, можно придти к заключению о своеобразном разделении функций персидских и среднеазиатских мастеров. Если персидские мастера совершенствовали и разнообразили рецепты глазурей, различные виды их, то среднеазиатские не в меньшей степени преуспевали в технологии красителей.
Последнее обновление ( 26.10.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная   © ArtofEast.ru All rights reserved.