Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Выводы некоторых исследований

25.06.2010 г.

Основываясь на кавказских (оренкалинских) материалах, А. Л. Якобсон указывает, что «изделия с полихромной росписью, сочетающейся с легкой гравировкой, могут быть датированы IX—X вв. и принадлежат к наиболее ранним видам гравированной глазурованной керамики Закавказья и других стран Ближнего Востока». Для Средней Азии такая керамика известная для IX в. продолжает бытовать в X— XI вв.; выделяется два варианта — изделия с прозрачной бесцветной глазурью и пятнистой зеленой и желто-коричневой подглазурной росписью с гравировкой, изделий с такой же глазурью без гравировки. О. Г. Большаков отмечает, что изделия с пятнистой росписью без гравированного рисунка были более ранним вариантом. Для рассматриваемого вида изделий можно выделить целый ряд характерных признаков:

1) определенная форма, 2) сходство форм изделий этого вида для различных областей Средней Азии и Ближнего Востока, 3) одинаковые краски росписи не только для изделий Средней Азии, но и для керамики этого типа всего Ближнего Востока, 4) разный характер гравированного рисунка и его сочехание с пятнистой росписью в Средней Азии, Месопотамии, Китае. Следовательно, будучи общим весьма рас-пространенным явлением для всего Ближнего Востока, керамика с пятнистой (желтой или коричнево-зеленой) подглазурной росписью с гравированным рисунком или без него была своеобразной для Средней Азии и явилась элементом изменений в развитии керамического ремесла. IX—X вв.

Исследования уже сейчас позволяют говорить о разнообразных вариантах ее оформления в определенных цветовых и технических рамках, о различных технических вариантах (состав глазурей, соотношение главных компонентов глазури, характер нанесения. росписи и т. д.). Не ставя своей целью подробный разбор рассматриваемого вида керамики в хронологическом аспекте и по областям, автор проводит лишь некоторые данные технологического исследования, общие для всей или значительной части комплексов:

1    Глазурь образцов, отобранных из различных комплексов (Хульбук, Афрасиаб, Минг-Урюк, Магиан), была свинец-силикатной.
2    Соотношение ведущих компонентов РЬО и SiC2 было неодинаковым и зависело, очевидно, от рецептов разных мастеров (2 варианта для Хульбука, 3 — для Афрасиаба).
3    Для одного и того же комплекса отмечаются варианты, связанные с наличием или отсутствием тех или иных элементов, т. е. с разным сырьем, используемым в одно или в разное время.
4    В качестве красителя подглазурной пятнистой росписи использовались окиси меди и железа, приготовляемые на глазурной массе.
5    Краска наносилась мазками и пятнами. Контуры расплывчаты.
6    Содержание свинца в глазурях изделий рассматриваемого типа высокое, более 40% (57, 60, 70%) — по данным исследования афрасиабских и хульбукских глазурей.
7    Гравировка наносилась на необожженное изделие по ангобу (сырому и просушенному) до черепка. Глубина рельефа и характер его разный и зависели, в частности, от степени просушенности черепка и ангоба, а это, в свою очередь, определяло степень четкости и выразительности гравированного рисунка, линия которого заполнялась глазурью. Широкое распространение в IX в. приема изготовления изделий с пестрой зелено-желтой росписью и гравированным рисунком в Средней Азии и по всему Ближнему Востоку являлось своеобразной «модой», сочетающей традиции гравированного рисунка на неполивной керамике и новые технологические особенности — полихромную роспись под прозрачной бесцветной свинцовой глазурью.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная   © ArtofEast.ru All rights reserved.