Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Зеленые свинцовые глазури в домонгольский период

25.06.2010 г.
Зеленые свинцовые глазури в домонгольский период составляли значительную группу и отмечены для всех основных керамических комплексов. Изделия с зеленой глазурью встречаются в материалах Афрасиаба, Пайкенда, Аблыка, Минг-Урюка,. Хульбука, Магиана, Хорезма и др. Разнообразна па оттенкам, с тонкими переходами их глазурованная зеленая керамика Минг-Урюка (рисунок гравированный штампованный), а также Пайкенда, керамические изделия которого покрытые зеленой поливой, отличаются большим многообразием форм, размеров и назначений. Орнаментация изделий выполнена главным образом в технике подглазурной резьбы и штампа. Зеленая глазурь на изделиях Афрасиаба, Хульбука, Хорезма отмечена для блюд, чаш, кувшинов, известна и на грубой кухонной посуде. В X в. для обозначения широко распространенной зеленой глазури существовал специальный термин «masahqunaja». «По существу, — пишет Дж. Руска,— это слово обозначало свинцовую глазурь, окрашенную в зеленый цвет медным красителем, которой покрывали глиняные горшки». Исследование зеленых глазурей, остающихся в употреблении на протяжении всего средневековья, представляет особый интерес в отношении выявления хронологических изменений рецептуры свинцовых глазурей. В данном разделе автор останавливается лишь на некоторых деталях, отмеченных при изучении группы зеленых свинцовых глазурей.

Исследование зеленых глазурей позволило отметить следующее:
1    Основными составными компонентами их являются оки- си кремния и свинца. Количественное содержание последнего и, следовательно, соотношение основных компонентов при этом разное. Так, различное содержание свинца отмечено для хульбукских зеленых глазурей: например, 29,89% для глазури одного фрагмента и 35,58% для глазури другого. С другой стороны, имеются фрагменты, содержание свинца в которых почти одинаковое (КП-140/58А—35,58%; и КП-140/54А -32,85%).

2    Для одного объекта отмечаются различные варианты зеленых свинцовых глазурей, связанные с разным сырьем. Они характеризуются наличием или отсутствием тех или элементов (Мо, В, Со).

3    Для афрасиабских фрагментов отчетливо фиксируются варианты рецептов изготовления зеленых глазурей — свинец-силикатных с небольшим содержанием щелочей (до 1 % или около 1%) и с содержанием заметного количества окиси магния (MgO) и щелочей больше 1%.

4    Для афрасиабских глазурей IX—XII вв. отмечено более высокое содержание окиси олова (десятые доли процента, иногда около процента), чем для глазурей изделий других среднеазиатских комплексов. Содержание окиси олова для основной массы прозрачных глазурей здесь меньше (сотые, тысячные доли процента).

5    Сравнительное изучение зеленых афрасиабских глазурей одного типа, но относящихся к разным периодам IX— X вв. (Аф-1-27; Аф-2-28) и XII—XIII вв. (Аф 35, 36), свидетельствует о том, что глазури позднего периода имеют более высокое содержание свинца.

6    Красителем в зеленых глазурях выступает окись меди в разных количественных содержаниях обычно 1—4%. В качестве сырья для красителя употребляли обычно пережженную медь. «Зеленый цзет — пишет Бируни, дает медь или в виде пережженного русухтаджа (медной окалины), или в (в виде) шлаковой корки (тубал), или медной ржавчины (зинджарярь-медянка)». Окалину (русухтадж) получали из меди «обжигом или в горне (икал) или же в печи для производства стекла». Пережженная медь в качестве зеленого красителя глазури отмечена и в трактате кашанского мастера. Для изделий с зеленым фоном (отмечается в трактате) размолотое стекло (глазурная фритта) смешивают с lU частью пережженной меди. «Ремесленники называют это тин, (эта смесь) выходит из огня зеленой, прозрачной, как зеленая глазурь (мина»).
 
« Пред.   След. »
Сейчас на сайте находятся:
1 гость
 
 
Главная   © ArtofEast.ru All rights reserved.