Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Желтая прозрачная глазурь

25.06.2010 г.
Особую группу составляют изделия с желтой прозрачной глазурью, окрашенной окисями сурьмы. Фрагменты изделий с такой глазурью были обнаружены в Хульбуке, Афрасиабе (среди керамических изделий XI—XII вв.). Содержание красителя в них не удалось пока определить химическим анализом, спектральный же анализ по пятибалльной системе показывает 5 (Sb) сурьмы (много больше 1%). Известны также в Хульбуке, Афрасиабе, Магиане, Калаи-Боло керамические фрагменты со светло-желтой или несколько более темной глазурью, для которой не отмечено специального дополни-тельного красителя. Цвет глазури обеспечивается, очевидно, характером некоторых свинцовых соединений, дающих желтую окраску. Желтоватый оттенок имеют также глазури, приготовленные на свинцовом сурике (РЬ304). Сурик в качестве красящего вещества, наряду с шафраном (ржавчиной железа), упоминает и Бируни «А правила их в отношении красок таковы: желтую (дает) усрундж и мурдЗсандж». Употребление свинца в виде свинцового глета или сурика, очевидно, было более распространенным, чем в виде свинцовой руды или свинцового блеска, дающих совершенно чистые прозрачные глазури. Однако при изготовлении высококачественных изделий средневековые мастера употребляли все же свинцовую руду или свинцовый блеск.

Что касается красящего воздействия свинцового глета и сурика, то оно зависело от многих причин и условий, в частности от наличия или отсутствия тех или иных примесей в самом сырье глазури или в массе ангоба, от степени обработки глазурного сырья и т. д.

Желтофониые изделия с разной интенсивностью окраски глазури, от холодной светло-желтой до насыщенной темной, темно-желтой и с подглазурным (чаще скупым) рисунком и гравировкой были довольно распространенными для целого ряда областей в XII в. Они встречаются среди материалов Ходжента, Афрасиаба, Калаи-Боло и Магиана. Но в ряде случаев желтоокрашенная глазурь могла сочетаться с монохромной и полихромной росписью.

Рассмотренные выше варианты изделий с окрашенной прозрачной (или полупрозрачной за счет интенсивной окраски) глазурью составляют определенную своеобразную группу, характеризующуюся отсутствием росписи красками. Изделия со сплошной окрашенной глазурью — одни из наиболее ранних типов средневековой глазурованной керамики, широко распространенные в домонгольский период по всему Ближнему и Среднему Востоку, в Средней Азии, Индии в странах Дальнего Востока. Как один из наиболее ранних вариантов средневековой глазурованной керамики они отмечены для Византии. Однако, как уже указывалось, светло окрашенные глазури употреблялись и в сочетании с подглазурной росписью и гравировкой.
 
« Пред.   След. »
Сейчас на сайте находятся:
1 гость
 
 
Главная   © ArtofEast.ru All rights reserved.