История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт
модель тренд цена

Формовка изделия в гончарном деле

24.12.2011 г.

Вторая технологическая операция — формовка изделия — прошла на протяжении неолитической эпохи через несколько эволюционных стадий: ручная лепка, формовка по шаблону, формовка спирально-ленточным методом и с помощью поворотного и гончарного круга. Ручная лепка наиболее широко использовалась, естественно, в гончарном деле древнейших очаговых культур. Уже в баньпоский период вручную лепились части сосудов, элементы рельефного орнамента и очень редко — целые изделия, да и то исключительно небольших размеров. Основная же масса керамики изготавливалась формовкой по шаблону и, несколько позже, спирально-ленточным методом.

Формовка по шаблону — самый ранний из известных в мировом гончарном деле формовочных способов. Он производится путем обмазывания слоем глины внутренней поверхности какого-либо предмета, чаще всего — плетеного изделия. Выполненное таким способом готовое изделие имеет на поверхности характерные следы оттиска плетения, расположенные в вертикальном направлении. Формовка спирально-ленточным методом осуществлялась так: на посыпанной песком доске делалось дно сосуда в виде круглой лепешки, края которой затем отгибали и накладывали на них вкруговую, друг на друга, раскатанные ленты гончарного теста, наращивая тем самым стенки сосуда. На заключительном этапе формовки на изделие клали груз или просто давили руками на стенки, чтобы удалить воздух и влагу с участков соединения лент. Венчик сосудов изготавливался отдельно посредством нескольких способов. Его могли лепить из того же куска теста, что и стенки сосуда: верхний край стенок загибали и придавали ему нужную форму. Или же венчик исполнялся из отдельного куска глины и затем прикреплялся (в виде круглой ленты) к поверхности стенок сосуда. Поворотный круг — деревянная подставка, приводимая в движение руками — был изобретен в Китае в конце V тыс. до н. э. Самое раннее его использование отмечено в гончарном деле юго-восточных культур (ориентировочно между 4300-3100 гг. до н. э.). Уже в керамике верхних слоев Хэмуду изделия, выполненные на поворотном круге, занимают существенное место. В пределах IV тыс. до н. э. поворотный круг получил повсеместное распространение на всей территории юго-восточного, восточного и южного регионов. И лишь в III тыс. до н. э. он начал использоваться в западно-яншаоских культурах. Показательно, что там он применялся не только для формовки, но и для росписи изделий (чем и объясняется специфическое соотношение их орнаментированной и неорнаментированной частей). Рисунок наносился только сверху, а нижняя, т. е. неудобная для росписи, поверхность сосуда оставалась неокрашенной. Подобная технология росписей свидетельствует о том, что яншаоскому гончарному делу была свойственна тенденция к типизации и стандартизации выпускаемой продукции.

Гончарный круг тоже является изобретением юго-восточного (а возможно, и южного) гончарного дела. Он появился предположительно в конце IV — начале III тыс. до н. э. (т. е., заметим, почти на тысячу лет раньше, чем в Средиземноморском регионе), а к середине III тыс. до н. э. уже прочно утвердился в Лянчжу и в Луншань. Однако в юго-восточном и восточном гончарном деле некоторые наиболее сложные по формам категории изделий продолжали лепиться вручную, а поворотный и гончарный круги использовались только для их доработки.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Художественное наследие неолитического Китая arrow Формовка изделия в гончарном деле   © ArtofEast.ru All rights reserved.