История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Глина керамики южных культур

24.12.2011 г.

Керамики центрально-яншаоских культурПрямо противоположная картина вырисовывается для южных культур. Расписная керамика появляется здесь только в ранних слоях Даси и затем занимает весьма заметное положение в гончарном деле Цюйцзялин, составляя до 20% от общих находок. В северо-восточных культурах расписная керамика начала изготовляться тоже относительно поздно — в начале Хуншань, но так и осталась на периферии местного художественного творчества.

Несмотря на указанные различия, очевидно, что ареалы господства расписной и монохромной керамики в целом совпадают с областями пашенного земледелия и рисоводства. Маловероятно, чтобы такое совпадение было случайным.

Технология неолитического гончарного дела вновь демонстрирует ряд общих универсальных особенностей и специфических региональных черт. Всеми без исключения гончарными центрами были освоены базовые для изготовления керамики операции, какими являются: 1) выбор, обработка глины и приготовление керамического теста; 2) формовка изделия; 3) отделка; 4) обжиг.

Для яншаоских культур основным керамическим материалом служили лёссосодержащие фракции бассейна Хуанхэ, которые состоят из лёссовых частиц (диаметр — 0,050,01 мм), образованных предположительно из осадков пыли, принесенной ветром из пустынь, и минеральных частиц (кварц, слюда, полевой шпат, известняк). Керамика западно-яншаоских культурКроме того, эти фракции характеризуются высоким (до 30%) содержанием железа. В гончарном деле южного и юго-восточного регионов в основном использовались местные разновидности глин, принадлежащие к красноземам и отличающиеся содержанием высокого процента гидрата окиси железа. Восточные культуры тоже располагали местными разновидностями глин, но относящимися к лугово-аллювиальным бескарбонатным почвам. Кроме того, на юге (в керамике очаговых культур Гаомяо и Сунсикоу) и на юго-востоке (среди керамики, принадлежащей одному из региональных вариантов Лянчжу) найдены сосуды, сделанные из каолиновой глины — основного природного материала фарфорового производства, который дает черепок характерного серовато-белого цвета. В южном гончарном деле применение каолиновой глины могло быть случайным или эпизодическим. А вот гончарное дело Лянчжу, действительно, как выяснилось, стоит у истоков родственного фарфору керамического вида — «каменной» керамики. Итак, получается, что неолитическими мастерами были открыты и освоены практически все сорта глин, имеющихся на территории Китая.

От химического состава глины зависели как структура, так и конечный цвет черепка, который мог быть (не считая керамики из каолиновой глины) красного, серого или черного цвета. В Яншао и в ранних слоях других региональных культур (за исключением Хэмуду и Хуншань) преобладают изделия с красным черепком, уступившие затем место серой керамике. В «восточной» зоне ей на смену пришли, как упоминалось выше, изделия с черным черепком, который был обусловлен не столько составом керамического теста, сколько особенностями процедуры обжига.

Лёссовые глины, обладая жирностью и огнеупорностью, давали тем не менее относительно мягкий, пористый и толстостенный (в 5-6 см) черепок. Тогда как южные, юго-восточные и восточные субглинистые и глинистые фракции, не говоря уже о каолиновой глине, позволяли изготавливать изделия с твердым и предельно тонкостенным черепком. Наивысшим достижением неолитического гончарного дела по данному показателю является керамика Цюйцзялин и Луншань, толщина стенок которой равняется соответственно 2,2-0,8 и 0,2 мм, что делает ее сопоставимой по степени технологического совершенства с фарфором.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Художественное наследие неолитического Китая arrow Глина керамики южных культур   © ArtofEast.ru All rights reserved.