История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Китайская неолитическая керамика

23.12.2011 г.

Категории неолитической керамики а — лощила; б — ножи; в — игрушкиКитайская неолитическая керамика охватывает собой около 10 больших отделов. Для яншаоских культур — это жилища, печи, орудия труда (ножи, скребки, рыболовные крючки, лощила для обработки сосудов, пряслица), игрушки, украшения, пластика, музыкальные инструменты и сосуды. Последний из перечисленных отделов является не только наиболее объемным, но и самым значительным с художественной точки зрения.

В соответствии с их предназначением и характером декора сосуды подразделяются на две основные функциональные группы и два художественных вида. В качестве функциональных групп выделяются бытовая и ритуально-погребальная утварь, которая предназначалась исключительно для погребального инвентаря или для использования в каких-либо иных ритуально-церемониальных целях, например для хранения или преподнесения жертвенной пищи. Бытовая утварь подразделяется на три подгруппы: столовая, кухонная (т. е. предназначенная для приготовления пищи) и хозяйственная (для хранения жидкостей и продовольственных припасов) посуда.

Под художественными видами понимаются расписная (полихромная, крашеная) и монохромная (некрашеная) керамика, т. е. изделия, украшенные соответственно росписями и различными видами рельефного орнамента.

Керамика обоих этих художественных видов изготавливалась во всех регионах неолитического Китая. Однако соотношение расписных и монохромных изделий в каждом конкретном случае оказывается различным, служа тем самым одним из первоочередных показателей самобытности местного гончарного дела и художественного творчества в целом. Яншаоские культуры характеризуются столь широкой популярностью расписных изделий, что за ними закрепилось терминологическое название «культуры расписной (крашеной) керамики» (кит. цайтао вэньхуа). Практика изготовления яншаоской расписной керамики зародилась еще в местных очаговых культурах — Дадивань и Лаогуаньтай, в дальнейшем ее количество неуклонно возрастало. В Баньпо, Мяодигоу и Мацзяяо такие сосуды составляют от 34 до 45% от общего числа находок, притом что некоторые категории кухонной и хозяйственной посуды здесь вообще не имеют никакого художественного оформления.

Культуры юго-восточного и восточного регионов демонстрируют, напротив, явное преобладание монохромной керамики над расписной. Если на раннем этапе развития местного гончарного дела расписные сосуды еще более или менее активно изготовлялись — в Хэмуду они составляют 1-2% от общего числа находок, в Давэнькоу — 10-12% и в Цинляньган — 5-7%, то в Лянчжу и Луншань устанавливается абсолютное господство монохромной керамики. Причем в шаньдунском варианте Луншань производилась ее уникальная специфическая разновидность — сосуды с черным черепком. Отсюда эта общность нередко определяется в научной литературе как «культура черной керамики» (кит. хэйтао вэньхуа).

 
След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Художественное наследие неолитического Китая arrow Китайская неолитическая керамика   © ArtofEast.ru All rights reserved.