История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Обжиг керамики

24.12.2011 г.

Неолитическая гончарная печьОбжиг осуществлялся в гончарных печах с весьма сложным и совершенным для того времени устройством. Сохранились остатки двух основных конструктивных типов неолитических печей. Один из них — с вертикально расположенной конструкцией. Такие печи состояли из мешкообразной топки и камеры для обжига, расположенной как бы на втором этаже. Они соединялись газоходом, который имел в длину 30 см и был диаметром 15 см. Высота всей печи обычно достигала 1,3 м, диаметр у основания равнялся 1,9 м. Однако могли сооружаться и более масштабные конструкции. Так, в одном из комплексов Мяодигоу были найдены остатки двух печей высотой в 3 и 2,75 м. Наверху вместо трубы обычно делались прямоугольные отверстия (до 6 штук), через которые выходили дым и газы, что позволяло получать в обжиговой камере более равномерную температуру. Другой конструктивный тип — горизонтальные цилиндрические («пещерного типа») печи. Обжиговая камера располагалась в них не прямо над топкой, а несколько сбоку. Теплый воздух из топки проходил через наклонный газоход длиной до 2,1 м, затем расходился по трем газоходам-ответвлениям и попадал в обжиговую камеру через прямоугольные отверстия (до 10 штук, обычный размер — 10 х 5 см). Такое устройство печи способствовало поддержанию еще более равномерной температуры. Изделия, помещенные ближе к отверстиям газохода, не перекалялись, а стоящие вдали от них — не оставались необожженными. Перепад температуры в обжиговой камере не должен превышать 30-50С, и неолитические мастера явно знали это правило. В печах горизонтального типа обжиговая камера обычно была круглой и относительно небольших размеров (диаметр — 0,8-1 м). Так что за один раз в них можно было обжечь всего 4-5 сосудов средних размеров или один крупногабаритный сосуд.

В очаговых культурах температура обжига не превышала 500-600°. В Яншао она была доведена до 800-850 С,  и такой температурный режим был вполне достаточным для лёссового керамического теста. Но другие сорта глин требовали более высокой температуры обжига. Поэтому местным мастерам приходилось постоянно искать способы ее повышения. В ранних слоях южных, юго-восточных и восточных культур (Хэмуду, Мацзябан, Давэнькоу) температура обжига тоже еще не превышала 850°С, но уже к III тыс. до н. э. она была доведена до 1000°С (в Сунцзэ, Лянчжу, Цинляньган, Цюйцзялин) и более (в Луншань). В специальной литературе для Луншань и Лянчжу называется даже температурный режим в 1300-1400°С, что представляется маловероятным. Однако и температурный режим в 1000-1100°С был очень высоким. Достаточно сказать, что он приближается к границе обжига фарфора. Причем столь высокая температура достигалась на древесном топливе и исключительно за счет сильной тяги.

Кроме того, неолитическим мастерам были известны и оба основных способа процесса обжига — окислительный и восстановительный (путем перекрытия доступа кислорода), которые целенаправленно использовались ими для получения желаемой окраски готовых изделий. При окислительном обжиге железо, содержащееся в природном материале, вступало в реакцию с кислородом и превращалось в окись железа, которая придавала черепку красный цвет. При восстановительном обжиге окислительный процесс предотвращался, и черепок сохранял свой естественный — для керамики Яншао цвет — серый. Если сосуды ставили в обжиговую камеру «горкой» (один в другой), то одни из них получались с внешней поверхностью красного цвета и серые изнутри, другие же оказывались с внутренней красной и внешней двухцветной поверхностью: нижняя часть — серого, а верхняя — красного цвета. Черная луншаньская керамика, процесс изготовления которой долгое время оставался загадкой для ученых, тоже, видимо, получалась благодаря проведению обжига в условиях недостатка кислорода и избытка окиси углерода. При наличии в глине хотя бы 10% окиси железа в ходе обжига в восстановительной среде осуществляется процесс образования диспергированного углерода, который и придает черепку сплошной черный цвет. Повсеместное распространение черной керамики доказывает, что все местные мастера владели секретом приготовления керамического теста необходимой рецептуры и умели создавать нужный температурный режим и атмосферные условия для обжига. Сказанное служит еще одним веским доказательством более высоких темпов развития рациональных знаний и прикладных навыков в юго-восточных и восточных культурах, чем в Яншао.

Итак, уже при анализе технологического аспекта неолитического гончарного дела начинают проявляться как его общие, универсальные характеристики, так и специфические черты, свойственные конкретным региональным гончарным традициям. Некоторые из этих региональных специфических черт, вне всяких сомнений, проистекали из особенностей местных природных материалов. Однако другие были обусловлены уже собственно человеческим фактором — уровнем развития гончарного искусства и творческими установками мастеров.

В более явном виде самобытность региональных гончарных традиций проступает при изучении категорий, форм изделий и способов их художественного оформления.

 
« Пред.
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Художественное наследие неолитического Китая arrow Обжиг керамики   © ArtofEast.ru All rights reserved.