История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Отделка керамики ангобом

24.12.2011 г.

Отделка изделий была тесно связана как со способом их изготовления, так и с их предназначением. Тщательнее всего обрабатывалась столовая посуда и ритуально-погребальная утварь. Стенки сосудов полировались специальными бамбуковыми гребнями, костяными, деревянными или керамическими лощилами до появления на них характерного блеска. Чашеобразные сосуды и другие категории изделий с широким устьем обычно полировались и изнутри. После полировки сосуд погружался в особо приготовленный и тщательно очищенный от примесей жидкий глинистый раствор. Покрытые им стенки становились еще более гладкими и блестящими.

Вслед за полировкой сосуд мог покрываться ангобом — декоративным слоем цветной глинистой массы. Ангоб либо готовился в виде раствора, в который сосуд погружался, либо же наносился на стенки предварительно хорошо просушенного изделия — на всю его поверхность или на отдельные части, предназначенные для росписи. Маскируя структуру черепка и обладая свойством равномерно впитывать краску, ангоб служил оптимальным грунтовым фоном для рисунка. Однако он мог использоваться и в качестве самостоятельного оформительского способа, когда это цветное покрытие служило единственным украшением изделия. Ангобирование практиковалось в подавляющем большинстве региональных гончарных центров, что делает его одной из технолого-художественных универсалий искусства неолитического Китая. Кроме того, оно предшествовало такой важнейшей операции уже развитого керамического производства, как глазурование. И наконец, региональные гончарные центры располагали собственными палитрами ангобов, что делает это декоративное покрытие еще одним важным показателем их самобытности. Так, в керамике Яншао применялся ангоб только белого и красного либо красновато-коричневого цветов. Установлено, что белый ангоб изготовливался на основе известняка или долматита, а в состав красного ангоба входили вещества с высоким процентным содержанием железа. В гончарном деле регионов вне Яншао были разработаны ангобы и других цветов — черного, желтого.

Палитра керамических красок тоже достаточно широко варьировалась в зависимости от региона. В Яншао росписи исполнялись только тремя красками — белой, красной и черной, но в нескольких оттенках: чисто-черном, серовато-черном, коричневато-черном, коричневато-красном и темно-оранжевом. В состав красок красной хроматической гаммы входил гематит («кровавик» — трехокись железа), белой и черной красок — соответственно известняк и соединения марганца. Однако точный химический состав яншаоских красок до сих пор не расшифрован. Несомненно лишь, что они включали в себя еще какие-то вещества, способствовавшие сохранению красочного слоя.

Роспись могла наноситься как на ангоб, так и на естественную поверхность сосуда, а также до и после обжига. Во всех культурах Яншао практиковалась исключительно дообжиговая роспись. В гончарном деле южных, юго-восточных и восточных (Цюйцзялин, Цинляньган, Лянчжу) культур преобладала послеобжиговая роспись, которая отличается хрупкостью и характерным тусклым блеском. Еще одной специфической приметой керамики Яншао является нанесение росписей по шаблону или с помощью трафаретов, например, полосок с зубчиками по краю. Использование подобных приемов подтверждает ранее высказанное предположение о том, что местному гончарному делу была свойственна тенденция к стандартизации выпускаемой продукции.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Художественное наследие неолитического Китая arrow Отделка керамики ангобом   © ArtofEast.ru All rights reserved.