История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Иконография и торевтика

02.07.2010 г.

Иконография необычайно близка к сценам на ассирийских рельефах. То же следует сказать и о сцене во втором регистре — здесь показана коза у «древа жизни». Оба изображения входят в круг символических композиций ассирийских памятников. Особенно интересен самый верхний регистр, где представлены две хищные птицы, терзающие труп козы. Этот мотив — один из самых широко распространенных в касситской глиптике XIV— ХШ веков, он встречается на эламитском цилиндре из Ашшура (XIII ц.) и на хеттских каменных Рельефах Кара-тепе.

Исследовавшая этот мотив Э. Порада показала, что он везде символизировал выигранную битву, являлся как бы пожеланием удачи в бою. Итак, на одном сосуде, выполненном (как показывают мелкие детали), несомненно, местным мастером, цитируются разновременные композиции, вырванные из контекстов. Из этих разнородных цитат формируется простая, но завораживающая идея вечного жизненного цикла, «круговращения судьбы», как называли ее персидские поэты. В данном случае важно, что рассмотренная ваза, быть может, показывает схему формирования нового искусства Ирана в Х-IX веках до н. э. Однако более характерны для торевтики Марлика различные изображения реальных, чаще фантастических зверей, почти не имеющие связей с современным Марлику искусством Ассирии и Элама.

Могильник Марлик является типичным примером археологического памятника этого времени. Он расположен на юго-западном побережье Каспия, около селения Рудбар. Здесь было вскрыто 53 погребения — прямоугольные (или с одной округлой стороной) ямы, стены которых выложены плитами сланца, сверху перекрытые камнями. Погребенных клали в скорченном положении, без стандартной ориентации по сторонам света, в погребальном ритуале использовалась охра (раскопаны также три отдельные могилы сходной конструкции с захоронениями лошадей). В могилах найдено парадное оружие (мечи, кинжалы, наконечники копий, боевые вилы, топоры; оружие, как и в других местах, тесно связано с закавказским), а также украшения, амулеты, драгоценные кубки и ритуальные керамические сосуды. В особенности интересны ритуальные горшки почти черного цвета с далеко выступающими носиками, бесспорно имитирующими длинные клювы птиц. Встречено также немало зооморфных — в виде фигуры зебу и иных животных и антропоморфных сосудов.

Последнее обновление ( 26.10.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства arrow Искусство Доахеменидского Ирана arrow Иконография и торевтика   © ArtofEast.ru All rights reserved.