История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт
Смотрите описание теплицы из поликарбоната краснодарский край на сайте.

Модель искусства Иранского плато

02.07.2010 г.

Неплохо освещенный письменными источниками период державы Ахеменидов позволяет, конечно, дать некоторую реконструкцию идеологии этой державы, точнее сказать, пока только идеологию правящей династии. Но и здесь многие детали прячутся в тени. На основе сравнительно поздних текстов Авесты — сборника священных текстов, молитв, литургий зороастризма пытаются интерпретировать как иранский, к тому же связанный с культом Анахиты - иранской богини плодородия, самый «изобразительный» памятник этой эпохи — золотую вазу из Хасанлу (XI в. до н. э.), или на основе одного из философских направлений - зрванизма (философских спекуляций, связанных с понятием «вечного времени») понять некоторые изображения на «луристанских бронзах» (IX-VIII вв. до н. э.).

Более обоснованным, разумеется, является не интерпретация отдельных сюжетов отдельных памятников, но общих систем или моделей искусства определенных этапов на территории Ирана. Другими словами, как уже говорилось, задача разрешима, если удастся построить модель искусства Иранского плато в пределах очерченного выше региона XII-VII веков до н. э. и сравнить эту модель с гипотетически реконструируемой моделью искусства мидян в VII-VI веках и хорошо известным искусством персов VI-IV веков. Пока это - задача будущего. Переходя же к следующему хронологическому этапу - к фазе «железный век III» (800-600 гг. до н. э.)или, если пользоваться археологической терминологией, к «горизонту поздней красной керамики»,—следует иметь в виду, что в эту эпоху создания первых иранских государственных образований, в эпоху, когда в этом районе иранцы - мидяне и персы, а на северо-западе и скифы - составляют уже наверняка самый значительный этнический пласт, в материальной культуре уже легче выделить бесспорно иранские черты.

Этим временем датируется поселение в центре Мидии - крепость Нуши Джан в 70 км к югу от Хамадана. Здесь вскрыто три комплекса: храм, форт и колонный зал, квадратный в плане, декорированный такими же уступчатыми пилястрами, как в «расписной комнате» Баба Джан. Наиболее древним комплексом в Нуш-и Джан является храм огня — ромбовидный в плане, возможно, обнесенный по периметру круглой стеной, с треугольным святилищем внутри. Святилище украшено слепыми окнами и нишами. Слева от дверей святилища найден алтарь — сложенный из сырцового кирпича столб, увенчанный четырехступенчатой капителью. В какой-то период храм был тщательно заложен на высоту по крайней мере семи метров плитками сланца, поверх которых были настланы кирпичи. Алтарь был обложен сырцовыми кирпичами — его хотели сопранить.

Разумеется, такая работа не могла быть сделана в спешке или быть простой забутовкой пришедшего в ветхость здания. Автор раскопок Д. Стронах предполагает, что здесь археологи, возможно, столкнулись со специальным обрядом, связанным с угасанием «царского огня» после смерти правителя. Форт был возведен уже после того, как был оставлен храм. Раскопки выявили хорошо сохранившиеся кирпичные стены с выступающими контрфорсами. Внешний вид форта напоминал индийские крепости, изображенные на ассирийских рельефах. Большой колонный зал — вероятнее всего, прототип ахеменидских колонных залов - также одна из поздних построек.

Последнее обновление ( 26.10.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства arrow Искусство Доахеменидского Ирана arrow Модель искусства Иранского плато   © ArtofEast.ru All rights reserved.