История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Мозаика культур и культурных влияний

02.07.2010 г.

В сложный и загадочный мир луристанских бронз к VIII веку до н. э. все чаще проникают изображения зверей, выполненные в новом для этого района стиле. Конечно, его нельзя еще назвать «звериным», если под этим понимать стиль, характерный, прежде всего, для прикладного искусства скифов, - аналогии со скифскими памятниками лишь иконографические. Но нужно отметить, что те изображения, которые впоследствии составят знаменитую триаду скифского «звериного стиля» — изображение оленя с поджатыми ногами, прыгающей пантеры и головы грифа, - впервые появляются в Иране. Из гор и предгорий Луристана они перемещаютсяв южный Азербайджан, затем в Закавказье и, наконец, в Северное Причерноморье. Важно, что в Луристане, Азербайджане и Закавказье они в ту эпоху не являются ведущим мотивом, как это случилось затем в скифском искусстве, — они как бы втискиваются в окружение иных, местных образов и мотивов. Таким образом, эта весьма сложная мозаика культур и культурных влияний эпохи железного века позволяет обратить внимание на новые черты в культуре Иранского плато, которые можно на сей раз объяснить как результат проникновения нового, иранского этноса. Но и здесь следует сделать множество оговорок. Единство горизонта «ранней серой керамики», действительно, удивительно, если вспомнить, что предшествующие ей культуры характеризовались исключительно раскрашенной керамикой.

Полная (по всему плато) и сравнительно быстрая замена раскрашенной светлой керамики серой или серо-черной, часто лощеной, иногда с украшениями в виде налепов, естественно, сопоставляется большинством археологов с существенными переменами во всей культуре, например с передвижением на плато иранских племен. Это отчасти подтверждается широким распространением на западе Ирана вынесенных за поселения крупных могильников, что было также не характерно для предшествующего этапа, но зато хорошо согласуется с представлениями об иранских племенах — всадниках и колесничих, земледельцах и скотоводах, первые у поминания о которых в ассирийских письменных источниках относятся по крайней мере к X в. до н. э., когда они уже населяли районы Загра. Однако все же достаточно прочных оснований для этого нет. Как известно, вообще весьма спорны любые заключения об этносе, делающиеся на основе связи керамических форм и даже на основе устройства могил (тем более что детали, например разный обряд погребений, свидетельствуют против полноты этого единства). Кроме того, трудно ожидать резких перемен в материальной культуре, если иметь в виду длительный, занявший не менее двухсот лет, процесс внедрения иранских племен на западе Ирана.

Иранские племена долгое время соседствовали со старым, неиранским населением — маниеями, эламитянами, ассирийцами, урартами, испытывая их политическое и, разумеется, культурное влияние. Вполне понятны также сомнения в том, что и появление новых образов и сюжетов на памятниках искусства также обязательно нужно связывать с новым — в данном случае иранским этносом. И хотя при анализе таких памятников мы, бесспорно, находимся на более твердой почве, получая возможность сопоставлять эти изображения, например, с религиозными концепциями иранских племен и искать в памятниках отражение хотя бы некоторых из них, здесь нужно отметить, что на столь раннем этапе интерпретация этих памятников как иранских, по существу, начинается со слова «неизвестно». Действительно, почти ничего неизвестно о верованиях ранних иранцев, об их обычаях и обрядах.

Последнее обновление ( 26.10.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства arrow Искусство Доахеменидского Ирана arrow Мозаика культур и культурных влияний   © ArtofEast.ru All rights reserved.