История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Серая керамика

02.07.2010 г.

Серая керамика - это прежде всего керамика могил, почти стандартный набор ритуальных сосудов, которые клались в могилы умершим на всей территории от Гургана до Луристана. При этом единстве керамической культуры обряд захоронений весьма различен: «каменные ящики» в могильниках Луристана, в Марлике, цисты с тремя стенками в районе южного Азербайджана, простые подгрунтовые ямы вблизи Тегерана.

Та же «серая керамика», правда пока в сравнительно небольшом количестве, встречена и в соответствующих слоях поселения Хасанлу (западный берег озера Урмия). Временем «горизонта серой керами-ки» датируются также и некоторые образцы глиняной пластики и торевтики. Это, прежде всего, знаменитый золотой кубок из так называемого «сгоревшего здания I» а Хасанлу, обнаруженный Р. Дайсоном в условиях, которые позволили ему точно реконструировать обстоятельства, при которых это замечательное произведение искусства оказалось похороненным под обломками рухнувшего потолка и стен. Слой, где был найден кубок, относится к несколько более позднему времени, но сам кубок, вероятнее всего, должен быть датирован XI веком до н. э. Кроме этого памятника к тому же горизонту относятся золотой меч и золотой кубок со львами, случайно найденные в районе Калардашта, и серебряные и золотые предметы из могильника Марлик.

Все эти предметы связаны между собой формами и рядом технических деталей («плетенка» по краю, манера исполнения), а в отдельных случаях и иконографией изображений; например, одежда некоторых персонажей, одинаковая на кубке из Хасанлу и на серебряной чаше, обнаруженной в Амлаше, на южном побережье Каспия. Такие связи могут определяться единым центром производства или, возможно, единой ремесленной традицией; однако перечисленные памятники совсем не едины по сюжету. Если на кубке из Хасанлу представлен в нескольких регистрах мифологический рассказ, одним из главных персонажей которого является герой, побеждающий чудовище (вероятно, иллюстрации к хурритскому мифу о Кум-марби), то на золотых и серебряных сосудах из Марлика - совсем иные сюжеты и образы. Единственным иллюстративным сюжетом здесь является «история козы» - рассказ о рождении и смерти животного, размещенный на одном из сосудов в нескольких регистрах, по нескольку повторяющихся сцен в каждом. В нижнем регистре (у дна сосуда) — коза, кормящая козленка.

Последнее обновление ( 26.10.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства arrow Искусство Доахеменидского Ирана arrow Серая керамика   © ArtofEast.ru All rights reserved.