История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт
рамки под номера

Серая керамика

02.07.2010 г.

Серая керамика - это прежде всего керамика могил, почти стандартный набор ритуальных сосудов, которые клались в могилы умершим на всей территории от Гургана до Луристана. При этом единстве керамической культуры обряд захоронений весьма различен: «каменные ящики» в могильниках Луристана, в Марлике, цисты с тремя стенками в районе южного Азербайджана, простые подгрунтовые ямы вблизи Тегерана.

Та же «серая керамика», правда пока в сравнительно небольшом количестве, встречена и в соответствующих слоях поселения Хасанлу (западный берег озера Урмия). Временем «горизонта серой керами-ки» датируются также и некоторые образцы глиняной пластики и торевтики. Это, прежде всего, знаменитый золотой кубок из так называемого «сгоревшего здания I» а Хасанлу, обнаруженный Р. Дайсоном в условиях, которые позволили ему точно реконструировать обстоятельства, при которых это замечательное произведение искусства оказалось похороненным под обломками рухнувшего потолка и стен. Слой, где был найден кубок, относится к несколько более позднему времени, но сам кубок, вероятнее всего, должен быть датирован XI веком до н. э. Кроме этого памятника к тому же горизонту относятся золотой меч и золотой кубок со львами, случайно найденные в районе Калардашта, и серебряные и золотые предметы из могильника Марлик.

Все эти предметы связаны между собой формами и рядом технических деталей («плетенка» по краю, манера исполнения), а в отдельных случаях и иконографией изображений; например, одежда некоторых персонажей, одинаковая на кубке из Хасанлу и на серебряной чаше, обнаруженной в Амлаше, на южном побережье Каспия. Такие связи могут определяться единым центром производства или, возможно, единой ремесленной традицией; однако перечисленные памятники совсем не едины по сюжету. Если на кубке из Хасанлу представлен в нескольких регистрах мифологический рассказ, одним из главных персонажей которого является герой, побеждающий чудовище (вероятно, иллюстрации к хурритскому мифу о Кум-марби), то на золотых и серебряных сосудах из Марлика - совсем иные сюжеты и образы. Единственным иллюстративным сюжетом здесь является «история козы» - рассказ о рождении и смерти животного, размещенный на одном из сосудов в нескольких регистрах, по нескольку повторяющихся сцен в каждом. В нижнем регистре (у дна сосуда) — коза, кормящая козленка.

Последнее обновление ( 26.10.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства arrow Искусство Доахеменидского Ирана arrow Серая керамика   © ArtofEast.ru All rights reserved.