История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Три фазы железного века

02.07.2010 г.

Трем фазам железного века в основном соответствуют три так называемых «керамических горизонта». Керамика как материал, несомненно, менее транспортабельный, чем, например, предметы вооружения, дала возможность проследить преемственность и связи между различными археологическими объектами. Сопоставление находок показывает, что в эпоху железного века в очерченном выше четырехугольнике формируется некая археологическая культура, которая, во-первых, нова для этой территории, во-вторых, появляется и распространяется сравнительно быстро по всему северо-западу и западу Иранского плато, фактически до границ Великих пустынь, и, в-третьих, хотя и связана с культурой Ассирии, Урарту и Элама, но едина и своеобразна. Единство сказывается, прежде всего, в керамике, но также в глиняной пластике и торевтике — ведущих отраслях искусства этого периода. Следует отметить, что население на Иранском плато в это время этнически весьма пестрое, но по крайней мере с X века до н. э. на западе и северо-западе фиксируется уже весьма значительный иранский инфильтрат.

Анализ основных памятников этой культуры сейчас поневоле ограничивается лишь историко-археологичееким подходом; задачей, в сущности, является создание хотя бы предварительной достаточно общей модели ее развития. Разумеется, немедленно появляется соблазн сравнить полученную модель с довольно хорошо изученным искусством эпохи Ахеменидов. При этом возникает много трудностей: например, иногда приходилось сравнивать предметы прикладного искусства — преимущественно торевтики — с монументальным искусством ахеменидских дворцов. Это в свою очередь заставляет концентрировать внимание на двух аспектах произведений искусства: на самом абстрактном - интерпретационном и на одном из самых конкретных - на признаках ремесленной школы. Естественно, что такой подход приводит к эскизности описаний шедевров искусства Древнего Ирана, неполноте художественных характеристик, гипотетичности многих выводов. Феноменом, с точки зрения археологов, представляется начальный этап развития этой культуры — «горизонт ранней серой керамики», относящийся в основном к фазе «железный век I» (1300-1000 гг. до н. э.).

В это время почти на всех раскопанных памятниках появляются серые и темно-серые сосуды весьма специфических форм: так называемые «чайники» — тонкостенные горшки с длинным выступающим носом, большие бокаловидные сосуды с маленькой ручкой, «триподы» — неглубокие чаши на трех высоких ножках. Вместе с серой керамикой встречаются сосуды из красной глины но почти совершенно отсутствуют расписные сосуды, столь характерные для предшествующего этапа. Этот керамический стиль сравнительно быстро распространяется почти по всему плато. Даже крайние географические точки ареала демонстрируют удивительное единство новых, как бы внезапно возникших форм.

Последнее обновление ( 26.10.2011 г. )
 
« Пред.
 
 
Главная arrow История искусства arrow Искусство Доахеменидского Ирана arrow Три фазы железного века   © ArtofEast.ru All rights reserved.