История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Золотая эпоха луристанских бронз

02.07.2010 г.

Период Х-VII веков до н. э. в луристанской металлургии, насчитывающей не одно тысячелетие в своем развитии, называют «золотыми веками луристанских бронз». Среди многочисленных памятников этого времени выделяются псалии, которыми особенно богаты луристанские коллекции. Они представляют чудовищное смешение иконографических образов: здесь и псалии, выполненные вполне в ассирийском духе (подобные изображенным, например, на рельефе Сеннахериба), и псалии с изображениями местных и эламских божеств, и, наконец, псалии, представляющие зверей - муфлонов, лошадей, «единорогов» (подобных изображенным в торевтике Марлика), оленей с поджатыми ногами, даже лосей. Такие псалии найдены в Нимруде (слой конца VII в.), на Самосе (слой VIII-VII вв.) и других местах, но центром их производства был, несомненно, Луристан.

Технические приемы показывают приблизительную одновременность их изготовления, но вместе с тем указывают на давно сложившиеся, прочные ремесленные традиции. На бронзовых псалиях Луристана и других изделиях этого времени помимо ассирийских, эламских и других образов есть изображения фантастических существ, демонов, антропоморфных божеств, которые не имеют иконографических аналогий нигде, кроме самого Луристана. Они появляются как бы внезапно, хотя отдельные детали, входящие в эти, как правило, гибридные композиции, имеют здесь и на соседних территориях, прежде всего в Эламе, длительную историю развития. Наиболее характерны так называемые «идолы» — навершия вотивных штандартов в виде гибридного образа: антропоморфного божества в переплетении с хищниками, фантастическими зверями, птицами или богинь-женщин с головами хищных птиц, вырастающими из плеч.

Не менее характерны довольно большие дисковидные или ажурные навершия булавок, представляющие богиню-мать или богиню плодородия в окружении зверей, птиц, рыб, растений, или, наконец, так называемого «Зрвана» — полиморфного божества, сочетающего в себе черты юноши и старца. Все это - изображения собственно луристанских божеств, принадлежавшие к местной культуре, внезапно расцветшей и внезапно угасшей к началу ахеменидского периода. Мастера Луристана, имея тысячелетние традиции и громадный навык в бронзовой металлургии, изоготовляли вещи для многих заказчиков, в числе которых были цари, царьки и вожди различных по этническому составу племен.

Последнее обновление ( 26.10.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства arrow Искусство Доахеменидского Ирана arrow Золотая эпоха луристанских бронз   © ArtofEast.ru All rights reserved.