История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Анималистический стиль в иньском орнаментальном искусстве

26.12.2011 г.

Следующей отличительной чертой иньского орнаментального искусства является господство в нем анималистического стиля. Изображения человека тоже исполнялись в нем, но крайне редко. До сих пор известно только несколько таких артефактов. Один из них — ректагональный котел-дин, все четыре стенки которого украшены совершенно одинаковыми изображениями человеческих лиц. Еще на ряде предметов — на сосудах различных категорий и на секирах — воспроизводится общий орнаментальный сюжет: человек (в одних случаях показана фигура стоящего  человека, в других — только его голова), находящийся между двумя профильными и как бы стоящими на задних лапах фигурами тигров. Антропоморфные изображения присутствуют и на серии нефритовых изделий. Наибольший интерес представляют, во-первых, пластины-амулеты (достаточно большого размера — 53 х 40 х 8 и 48 х 49 х 8 см) в виде человеческого лица. По антропологическим показателям и по манере исполнения — реалистичность, детальная проработка лицевых черт — они составляют единый морфологический ряд с антропоморфными изображениями на бронзах. Другой артефакт — небольшая пластина-табличка (высота 9,6 см, толщина 0,5 см), одна сторона которой выполнена в виде силуэтно-рельефной фигуры стоящего мужчины, а оборотная — женщины. Некоторые исследователи усматривают в данной композиции первую в истории китайского искусства попытку художественного воплощения представлений о Женском (Инъ) и Мужском (Ян) космических началах. Возможно, это и так, но не будем забывать, что указанные представления в более или менее отчетливом виде прослеживаются только со второй половины чжоуской эпохи.

Приведенные примеры доказывают, что иньское орнаментальное искусство, равно как и местное художественное творчество в целом, владело мастерством изображения человека. Следовательно, господство в нем анималистического стиля могло быть обусловлено не столько его собственными особенностями, сколько внешними по отношению к нему культурно-идеологическими факторами.

Анималистический стиль тоже достигает своего наивысшего расцвета в заключительных столетиях позднеиньского периода и разветвляется на три направления, которые в некоторых искусствоведческих работах предлагается обозначать как реалистическое, абстрактно-эстетическое и фантазийное. Все они могли реализовываться и в орнаментальных фигурах, и в оформлении вспомогательных деталей сосудов, а также в сосудах-скульптурах.

«Реалистическое» направление в целом продолжает все ту же стилистическую линию, идущую от неолитической пластики. В «абстрактно-эстетическом» направлении тоже создавались изображения реальных существ, но в художественных трактовках, подчиняющихся общей орнаментальной композиции изделия. В результате персонажи показываются в значительно искаженном, по сравнению с натурой — стилизованном виде. Параллельно наблюдается все более набирающая силу тенденция к переводу стилизованных зооморфных образов в элементы геометрического орнамента — такая трансформация, как мы помним, была свойственна яншаоскому орнаментально-графическому искусству. Наиболее активно это стилистическое направление использовалось при оформлении вспомогательных деталей сосудов, в первую очередь ножек. Репертуар живых существ, воспроизводимых в обоих указанных стилистических направлениях, соответствует составу иньской фауны.

Самыми же популярными персонажами были слон, тигр, олень, бык (водяной буйвол), козел, баран, сова, змея и цикада — почти все они со временем войдут в принятую в Китае систему художественных образов.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Искусство Древнего Китая Эпоха Шан-инь (XVII-XI вв arrow Анималистический стиль в иньском орнаментальном искусстве   © ArtofEast.ru All rights reserved.