История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Бронзовое монументальное изваяние

26.12.2011 г.

Самыми уникальными артефактами выступают бронзовые скульптуры: монументальное (в натуральный человеческий рост) изваяние, изваяния человеческих голов, маски, миниатюрная пластика, зооморфные и зооморфно-фантазийные изображения и модели деревьев. Расскажем о них по порядку.

Бронзовое монументальное изваяние (общая высота 262 см, вес 180 кг) состоит из фигуры стоящего человека (172 см) и постамента. Постамент представляет собой замысловатую художественно-архитектоническую композицию, образованную основанием в форме усеченной пирамиды и табуретоподобной подставкой на четырех ножках, которые выполнены в виде пластических изображений то ли слоновьих голов с загнутыми хоботами, то ли зооморфно-фантазийных существ. Фигура человека показана облаченной в длинное (доходящее сзади до щиколоток) халатоподобное одеяние. Оно отличается от известного по статуэткам Фу-хао иньского костюма по запаху (с правым, а не левым запахом, как это было принято при Шан-Инь и во все последующие исторические эпохи), по деталям кроя (треугольный шейный вырез сзади, полы разной длины), а также отсутствием пояса. Облачение довершает головной убор наподобие тиары, который тоже не совпадает ни с одним из типов древнекитайских головных уборов, известных по литературным описаниям и пластическим изображениям. Тиара и одеяние сплошь покрыты орнаментом, состоящим из геометрического узора и стилизованных изображений зооморфно-фантазийных существ. Элементы этого орнамента демонстрируют некоторое внешнее сходство с иньскими мотивами и образами — с «узорами грома», драконами-куй. Однако подчеркнутая асимметричность орнаментальной композиции — на левой стороне передней и задней части одеяния узор идет по вертикали, на правой — по горизонтали — противоречит всем принятым в иньском искусстве орнаментальным схемам, в которых господствовал принцип зеркальной симметрии. Еще одна примечательная деталь изваяния головы — массивные, трапециевидной формы уши, в мочках которых проделано по одному большому круглому отверстию. Они, видимо, предназначались для серег, тогда как серьги вошли в употребление в Китае не ранее III—IV вв. н. э. Обе руки имеют непропорционально большие по сравнению с естественными пропорциями человеческого тела ладони и показаны в согнутом положении. Левая ладонь сжата в кулак — возможно, изваяние предназначалось для удержания некоего удлиненного, изогнутой конфигурации предмета, таковым вполне мог быть бивень слона. Ступни ног фигуры босые, хотя украшены ножными браслетами, что также было абсолютно не принято в китайском костюме. Изваяние относится к числу наиболее ранних по времени изготовления изделий и было повреждено или намеренно разбито — расколото на две части — еще до того, как его поместили в схрон. Большинство исследователей сходятся во мнении, что это — скульптурный портрет правителя, возможно, верховного жреца либо государя, который возглавлял местную общность.

Миниатюрная бронзовая пластика состоит из нескольких крохотных фигурок (высота до 3 см). Одна из них изображает человека в коленопреклоненной позе, несколько напоминая нефритовую и каменную пластику Фу-хао. Другие же — человека, преклонившего одно колено, стоящего человека, облаченного в туникоподобное одеяние, возможно в доспехи. Фигурки являются уникальными для иньского изобразительного искусства.

Бронзовые фигуры голов (54 единицы, высота 35-50 см) имеют 8 морфологических типов, различающихся по характеру исполнения верхней части головы и набору дополнительных деталей. Одни изваяния имеют плоский верх, который может быть охвачен горельефной полосой, имитирующей либо волосяное украшение, сплетенное на манер венка, из тканых или металлических полос, либо особым образом уложенную прическу. В других «плоскоголовых» экземплярах по тыльной стороне головы проходит низкорельефная полоса, напоминающая изображение длинной косы.

Следующий тип скульптур — изваяния голов, завершающихся выпукло-округлой черепной коробкой. Они тоже обычно дополнены различными деталями, в которых угадываются или головная повязка, заканчивающаяся на затылке узлом с торчащими вниз и вверх полосами (узел, завязанный большим бантом), или же маленькая, плотно облегающая макушку шапочка. В других морфологических типах они снабжены то парой рогообразных выступов, тоже, видимо, передающих специфический головной убор или шлем, то цилиндрической «шапочкой». Уши всех изваяний голов также имеют отверстия — от одного до трех. На других — остались фрагменты их обкладки тонким золотым листом (златоделательная техника, предшествовавшая золочению), образующие подобие масок, наполовину скрывающих лицо.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Искусство Древнего Китая Эпоха Шан-инь (XVII-XI вв arrow Бронзовое монументальное изваяние   © ArtofEast.ru All rights reserved.