История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Бронзовые изделия

26.12.2011 г.

Бронзовые предметы распадаются на три стилистические группы: специфические, «смешанного» и иньского типа. В первой из них особое место занимает пластина (16,9 х 21 см), изображающая голову полузооморфно-полуантропоморфного существа, увенчанную огромными козлоподобными рогами. Для изделий второй группы характерно сочетание локальных форм с иньской орнаментацией, например сосуд кубкообразной формы (высота 13,4 см), повторяющий собой керамические кубки-доу и украшенный узором, в котором угадываются маски-таотэ и драконы-куй. Основное место в третьей группе занимают 16 котлов-дин (высота до 96 см) и котел-янь (114 см), художественное оформление которых перекликается как с эрлигановскими (использование «гвоздевидного узора»), так и аньяновскими бронзами (оформление ручек пластическими зооморфными изображениями).

Специфические изделия и изделия иньского типа соседствуют еще в одной коллекции бронз, найденной (1990 г.) на юге Хунани (уезд Синьнин). Среди них мы видим и округлый треножник-дин, по всем показателям совпадающий с его эрлигановскими аналогами, и необычной формы плавно изогнутый сосуд-кувшин. Но он тоже покрыт узорами, сходными с иньскими, и имеет боковую ручку в виде пластического изображения драконообразного существа, очень похожего на дракона-куй.

Разобранные артефакты, разумеется, слишком фрагментарны, чтобы на их основании пытаться отожествить их создателей с той или иной из называемых в письменных источниках народностей. Тем не менее они позволяют говорить, что, во-первых, стоящие за ними общности были, скорее всего, потомками местных неолитических культур и, следовательно, состояли в отдаленном родстве с иньцами. Никакого качественно нового этнокультурного компонента в соседних с Шан-Инь юго-восточных и южных территориях пока не прослеживается. Во-вторых, эти общности располагали собственным бронзолитейным производством, выпускавшим продукцию, лишь немногим уступавшую по качеству и уровню художественного оформления иньским бронзам. Отмеченные совпадения между местными и иньскими изделиями, казалось бы, однозначно свидетельствуют о том, что и эти общности попали в орбиту культурно-художественного влияния Шан-Инь. Но ведь они могли быть обусловлены и тем, что местные и иньские мастера на самом деле продолжали одни и те же художественные традиции.

Совершенно иная этнокультурная ситуация наблюдается в соседних с Шан-Инь северо-восточных, северных и северо-западных местностях на территориях Ляонин, северных частей Хэбэй, Шаньси, Шэньси и Внутренней Монголии. Там непрерывно шли диффузионные и миграционные процессы, приносившие к его границам (равно как и к границам всех последующих китайских государств) все новые этнические группы и объединения. В какой-то момент на севере и северо-западе от Шан-Инь осели народности, называемые в науке носителями культуры ордосско-суйюаньской (северной) бронзы, которые были генетически связаны со Средней Азией и скифо-кочевническим миром. Иньцы, судя по всему, поддерживали с ними добрососедские отношения и наладили торговые контакты. Иначе трудно объяснить присутствие среди аньяновских артефактов привозных предметов и изделий в скифо-сибирском стиле. Так, большая часть нефритов из погребального инвентаря Фу-хао оказалась (по результатам их химического анализа) доставленными откуда-то из Сибири, вероятнее всего из района Байкала. Среди аньяновского оружия важное место занимают ножи с ручками в виде конской или козлиной головы (подобные ножи присутствуют во многих сибирских энеолитических памятниках — на Урале, в окрестностях Байкала, в Минусинске). Более того, в орнаментации байкальских ножей, состоящей из треугольников и кругов, некоторые исследователи усматривают морфологическое подобие масок-таотэ. Не исключено также, что именно от этих народностей иньцы узнали о золоте и златоделании. Использование золота впервые отмечено для позднеиньского периода — находка в Аньяне кусочков золотой фольги, которые, видимо, предназначались для аппликаций на бронзовых или лаковых сосудах. Между тем златоделание было хорошо известно носителям северной бронзы: в местных памятниках постоянно наличествуют золотые изделия, преимущественно подвески наподобие фибул, орнаментированные в «зверином стиле». Показательно, что древнейшие в Китае полноценные золотые украшения были обнаружены при раскопках крайнего северо-восточного иньского населенного пункта (комплекс Люцзяхэ, в восточном пригороде Пекина). Среди типично иньских бронзовых сосудов, деталей конской упряжи и нефритов находились 2 золотых кулона-амулета, серьги и заколки для волос, которые в равной мере могли быть и привозными, и местного происхождения.

Контакты иньцев с северными соседями были, по сути дела, первым эпизодом взаимодействия нарождающегося китайского этноса с внешним миром. И он сразу же высветил еще одно важнейшее свойство китайского искусства — его способность к художественным заимствованиям и адаптации этих заимствований к собственным реалиям и стандартам.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Искусство Древнего Китая Эпоха Шан-инь (XVII-XI вв arrow Бронзовые изделия   © ArtofEast.ru All rights reserved.