История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Бронзовые маски

26.12.2011 г.

Бронзовые маски — 20 единиц — распадаются по размерам на 3 серии и на 5 морфологических типов. Самая крупная из них имеет высоту 138 см. Еще две маски — по 80 см высотой и весом по 20 кг. Размер остальных масок колеблется от 20 до 50 см. I морфологический тип — маски полукруглой формы и без ушей. II и III типы — маски трапециевидной формы, вытянутые по вертикали и по горизонтали. IV тип — с массивными ушами, напоминающими по форме уши слона. V тип — снабженные сложно-фигурной конструкцией, идущей от носовой части лица, строго посередине лба, и образующей навершие, которое намного возвышается над самой маской.

Несмотря на указанные художественно-конструктивные разночтения и прочие стилистические нюансы, во всех скульптурных изображениях воспроизводится единый иконографический мотив, дающий специфический антропологический образ. Он характеризуется, во-первых, большими миндалевидными глазами, верхние углы которых сильно  скошены вверх, доходя почти до висков, а глазные яблоки оказываются тоже непропорционально большими и округлыми (в ряде масок они показаны в виде весьма выступающих цилиндров). Глаза дополнены широкими бровями. Во-вторых, лицо имеет тонкогубый, вытянутый, словно растянутый в улыбке рот и скошенный, плоский подбородок. Форма носа варьируется от чуть приплюснутого до «орлиного», с горбинкой у переносицы. Этот образ демонстрирует определенное сходство с антропологическими приметами древнесредиземноморской, т. е. собственно европеоидной расы.

Зооморфная скульптура состоит исключительно из изображений головы птицы (высота до 43,3 см), в которых воспроизводится тоже один и тот же образ — хищная птица из семейства ястребиных. Следует сказать, что в иньском искусстве обыгрывался образ только одного представителя пернатых хищников — совы.

Как бы промежуточное положение между изваяниями и зооморфной скульптурой занимает фигурка (высота 12 см), венчающая предмет, сходный со скипетром. В ней показано существо с туловищем хищной птицы и человеческой головой, лицо которой повторяет антропологический образ. Голова завершается конструкцией, сохранившиеся фрагменты которой напоминают рога оленя.

Помимо собственно скульптуры, в схронах находились четыре бронзовые модели деревьев, но в очень плохом состоянии. Удалось восстановить только одну из них. Она оказалась 4-метровой и многодетальной конструкцией, состоящей из фигурной подставки и ствола, образованного несколькими секциями полых труб. К стволу прикреплены три расположенных друг над другом ряда изгибающихся трубочек-веток. Они заканчиваются стилизованными изображениями цветочных бутонов в окружении листвы и дополнены фигурками сидящих на них хищных птиц. Сочетание таких образов — цветы и птицы, было, как это известно из опыта истории мировой религии и художественной культуры, универсальной символикой Древа бессмертия.

Следующие две категории бронзовых предметов, которые тоже заслуживают отдельного упоминания, не являются произведениями искусства как таковыми, но крайне интересны с общекультурной точки зрения. Это, во-первых, бронзовые колеса с пятью спицами (предположительно, 6 экземпляров), имеющие диаметр в пределах 85 см. Они могут быть истолкованы и как ритуальные предметы, обладающие солярной символикой, и как указание на то, что их создатели имели в своем распоряжении колесный транспорт. Во-вторых, комплект ромбовидной формы пластин (27,5-76,3 х 12,2-83,7 см) с выпуклым диском посередине, которые также ассоциируются в первую очередь с солярным культом. Судя по отверстиям, эти пластины крепились к деревянной поверхности и, значит, могли служить украшением внешних стен или интерьера дворца либо святилища.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Искусство Древнего Китая Эпоха Шан-инь (XVII-XI вв arrow Бронзовые маски   © ArtofEast.ru All rights reserved.