История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Дракон-куй

26.12.2011 г.

Дракон-куй — весьма стилизованное изображение фантастического существа, в котором сочетаются черты внешнего облика хищного зверя (голова, пасть, лапы) и змеи (змееобразное туловище). Древние письменные источники возводят это изображение к образу легендарного персонажа по имени Куй, который называется в них главным музыкантом при дворе совершенномудрого государя Шуня и одним из основоположников национального музыкального искусства. В мифологических версиях повествований о Куе говорится, что он имел человеческую внешность, но только одну ногу, что и сближает его облик с обликом змеевидного или драконовидного существа.

Данный мотив тоже начал складываться на «позднеэр-лигановском» этапе (повторяющиеся элементы геометрического орнамента, в которых угадываются профильные фигуративные изображения), продолжил свое развитие в орнаментальном искусстве начала позднеиньского периода и окончательно оформился в XII-XI вв. до н. э. На позднеиньских бронзах вновь исполнялись различные варианты и вариации куй, но они оказываются значительно более однотипными, чем таотэ, и обладают устойчивой иконографической схемой (соблюдение принципа профильного изображения и воспроизведение всех деталей внешности персонажа — головы, туловища, заканчивающегося хвостом, и конечностей). Кроме того, в отличие от таотэ, драконы-куй никогда не исполнялись в качестве основных орнаментальных фигур. Обычно они образуют фризовые композиции в рамках общего орнаментального поля, в которых  показываются в виде или повторяющихся, или симметричных парных фигур. Парные куй (обязательно вертикально расположенные!) нередко составляют маску-таотэ. Имеются также образцы пластических изображений дракона-куй, но только в пределах целостного художественного оформления сосудов — так могли исполняться ножки котлов-дин.

Общее художественно-архитектоническое решение позднеиньских бронз создает особый и легко узнаваемый стилистический тип, отличающийся торжественностью и величественностью. Типологически сопоставимый с европейским барокко, он явно проистекает из художественных традиций южных, юго-восточных и восточных неолитических культур и как нельзя лучше передает величие и могущество иньского государства и его правящего дома. Обилие же зооморфных и зооморфно-фантазийных мотивов и образов не только усиливает эстетическую выразительность иньских бронз, но и придает им ауру таинственности, подчеркивая их близость к высшему, сакральному миру, что полностью соответствует позиции иньских царей и знати как духовных иерархов.

Широкое распространение сосудов-скульптур, остатки красочного слоя на деревянных панелях из царских усыпальниц и использование рисуночного письма, казалось бы, недвусмысленно намекают на возможность существования в иньскую эпоху изобразительного искусства. Однако факт бытия в то время живописной традиции, пусть даже в самом примитивном ее исполнении, не подтверждается ни литературными источниками, ни археологическими материалами. Традиция же пластического искусства, судя по числу дошедших до нас артефактов, пребывала чуть ли не на задворках местной творческой деятельности, что, впрочем, вовсе не означает ее факультативности в художественном наследии иньской эпохи.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Искусство Древнего Китая Эпоха Шан-инь (XVII-XI вв arrow Дракон-куй   © ArtofEast.ru All rights reserved.