История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Эрлитоуские городища

25.12.2011 г.

Отсутствие у эрлитоуского комплекса общей городской стены вначале объяснялось в науке неразвитостью местного строительства, которое еще не владело искусством возведения городищ. Но эта точка зрения оказалась ошибочной. Найдено уже несколько эрлитоуских городищ, совпадающих по строительной технике и планировочным принципам с луншаньскими. Таковыми перед нами предстают городища Ванчэнган и Шанцзе.

Первое из них (первая половина 70-х гг. XX в.) находится в более чем примечательном месте (местности Дэн-фэНу в 35 км к юго-востоку от эрлитоуского комплекса): вблизи от горного массива — Суншанъ, бывшего одной из китайских святынь. Именно это место наиболее часто упоминается в древних текстах, когда в них заходит речь о метрополии Ся и о придворных акциях сяских государей. Городище было обнесено глинобитной стеной, вскрытый западный участок которой оказался длиной 92 м, а южный — более 80 м. Кроме того, стена была почти на 500 лет старше эрлитоуских архитектурных ансамблей.

Городище Шанцзе (конец 70-х гг. XX в.) расположено в окрестностях Чжэнчжоу. Оно занимало строго квадратную в плане площадь и было обнесено еще более мощной, чем Ванчэнган, стеной. Имея общую протяженность 760 м, она тоже оказалась старше эрлитоуских архитектурных ансамблей. Получается, что жители Эрлитоу вначале воздвигли укрепленные города и только после этого обустроили столицу. Но почему все-таки эрлитоуский комплекс не имел стены? Не исключено, что она просто-напросто не сохранилась. Но может быть и так, что эрлитоуский комплекс был исключительно культовым центром, где находились церемониальный дворец, святилища и некрополь. И по верованиям местного населения, такая столица находилась под особым покровительством высших сил и потому не нуждалась в фортификационных сооружениях.

Совпадения между хозяйственно-политическим и культурным обликом Эрлитоу и литературными характеристиками Ся очевидны. Тем не менее правомерность их полного отожествления по-прежнему обсуждается учеными, за исключением академических кругов КНР, непоколебимо уверенных в историчности Ся. Не вдаваясь в детали этих споров, ограничимся выводом о том, что в XXXVIII вв. до н. э. в центральном регионе Китая, действительно, существовала самостоятельная этнокультурная общность, обладающая рядом признаков государственного образования, которая и является искомым промежуточным звеном между неолитическими культурами и Шан-Инь. Такое же место, в чем убеждают все разобранные артефакты, художественное наследие Эрлитоу занимает и в истории китайского искусства.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Искусство Древнего Китая Эпоха Шан-инь (XVII-XI вв arrow Эрлитоуские городища   © ArtofEast.ru All rights reserved.