История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Гадание на черепашьем панцире (пластромантия)

25.12.2011 г.

Традиция пластромантии возводится в новейших исследованиях к центрально-яншаоской очаговой культуре Пэй-лиган. В одном из ее поселений (в северной части Хэнани) были найдены восемь черепашьих панцирей, покрытых характерными трещинами, которые датируются VII тыс. до н. э. Кроме трещин, на их поверхности имелось в общей сложности девять процарапанных знаков, некоторые из них демонстрируют определенное графическое сходство с иньскими пиктограммами. Скапуломантия появилась в Китае ориентировочно в V тыс. до н. э. в восточном регионе, получив затем наибольшее распространение в шаньдунском варианте Луншань и в сменившей его энеолитической культуре Юэши. Для последней тоже известны несколько образцов костей, на обеих сторонах которых начертаны некие знаки, похожие на иньские пиктограммы.

Кости и черепашьи панцири с трещинами и отдельными знаками были найдены в эрлигановском комплексе и в нескольких других раннеиньских памятниках. Причем самая массовая коллекция была обнаружена (1987-1988 гг.) в поселении, находящемся в юго-западной части Хубэй (район реки Цинцзян) и принадлежащем, скорее всего, культурной общности, которая не входила в состав иньского государства. Хотя практика пиромантии сохранилась, как видим, в различных регионах Древнего Китая, до XIII в. до н. э. эти гадания проводились эпизодически и не входили в число государственных обрядов. При У-дине ее статус решительно изменился. Создается впечатление, что иньские цари не смели шагу ступить, не посоветовавшись с высшими силами. Достаточно сказать, что от заключительных двух столетий иньской эпохи до нас дошло около 155 тысяч экземпляров надписей на гадательных костях. Подавляющее большинство (так называемый царский архив) было найдено в одном месте — в окрестностях аньяновской столицы. Немалую часть находок, правда, составляют костные фрагменты с несколькими (а иногда только одной) пиктограммами. Но есть и полные тексты, включающие в себя все перечисленные смысловые разделы и насчитывающие до 200 знаков. Общий лексический фонд иньской письменности — 4000 пиктограмм. На сегодня полностью расшифрованы (значения и фонетические нормы) только 1200-1500 из них. Тем не менее высокая степень развитости иньского письма и происхождение от него китайской иероглифики не вызывают ни малейших сомнений.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Искусство Древнего Китая Эпоха Шан-инь (XVII-XI вв arrow Гадание на черепашьем панцире (пластромантия)   © ArtofEast.ru All rights reserved.