История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Художественные традиции Ба-Шу

26.12.2011 г.

Итак, создатели саньсиндуйских изделий владели более совершенным, чем иньцы, бронзолитейным производством и оружейным делом, были хорошо знакомы со злато-деланием, умели отливать монументальную скульптуру и трубы и изготавливать многодетальные конструкции, располагали развитым изобразительным культовым искусством, которое было востребовано их религиозными представлениями. В этих религиозных представлениях должны были также наличествовать верования, связанные с солярным культом и бессмертием.

В современной научной литературе, прежде всего в исследованиях китайских ученых, господствует точка зрения о принадлежности саньсиндуйских изделий ранее совершенно неизвестной этнокультурной общности — Ба-Шу. Опираясь на письменные сведения (большей частью отрывочные и маловразумительные) о древнейшем населении юга Китая, содержащиеся в чжоуских и последующих текстах, китайские ученые доказывают, что эта общность выросла из южных и сычуаньских неолитических культур (Даси, Цюйцзялин, Шицзяхэ) и сменивших их народностей («трех мяо»), сумев сохранить и приумножить самобытность их обычаев, нравов и художественных традиций, чем и объясняется уникальность созданных ею художественных произведений. Кроме того, ими вполне допускается, что обитатели Сычуани могли враждовать с иньцами или, точнее, — с народностями, населявшими Центральный Китай: основанием служит рассказ о войнах Желтого императора с «тремя мяо».

Изложенная гипотеза происхождения саньсиндуйских изделий представляется более чем уязвимой по многим пунктам. Однако ее опровержение и выдвижение какой-либо иной версии намного увели бы нас от основной темы. Поэтому ограничимся констатацией факта, во-первых, своеобразия и художественной уникальности сычуаньских изделий и, во-вторых, их безусловного влияния на китайское художественное творчество как Шан-Инь, так последующих исторических эпох. Что касается непосредственно иньского искусства, то присмотримся повнимательнее к мотиву таотэ, теперь, когда уже известно о сычуаньских изваяниях и масках. А ведь таотэ явно перекликаются с ними: те же миндалевидные глаза с огромными круглыми зрачками, навершие, идущее от переносицы, скошенный (приплюснутый) край нижней челюсти.

Так может быть, чжоуские авторы в очередной раз были правы, утверждая, что таотэ есть изображение головы поверженного врага и символ победы над ним? Легкость же использования иньским искусством этого образа, идущего от внешнего облика представителей Ба-Шу (будем, вслед за китайскими учеными, так называть эту загадочную общность), была обусловлена его поразительным морфологическим сходством с уже разработанным в предшествовавшем художественном творчестве образом «демона». Не исключено также, что именно из Сычуани, а не от северо-западных соседей инь-цев в Китай проникло и златоделание. С результатами воздействия художественных традиций Ба-Шу на искусство Китая нам еще неоднократно придется столкнуться.

 
« Пред.
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Искусство Древнего Китая Эпоха Шан-инь (XVII-XI вв arrow Художественные традиции Ба-Шу   © ArtofEast.ru All rights reserved.