История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Иньская кухонная утварь

26.12.2011 г.

Кухонная утварь состоит из тоже хорошо знакомых нам трех категорий сосудов: дин, ли и янь (предназначенного, напомним, для варки на пару и состоящего из двух конструктивных частей, нижняя из которых повторяет собой форму котла-ли). Все три категории приобрели теперь стандартный внешний вид, но по своей конструкции и архитектонической композиции они принципиально мало чем отличаются от своих керамических прототипов. Главным новшеством для динов стала разработка двух форм: с овальным корпусом и на трех ножках (овальные тетраподы); с ректагональным корпусом и на четырех ножках (ректагональные тетраподы). Основную массу ли и янь по-прежнему составляют сосуды с округлым корпусом, хотя изредка встречаются и образцы с ректагональным.

Непременной принадлежностью иньских котлов стали и особого типа ручки — пара аркообразных ручек, вертикально прикрепленных прямо напротив друг друга к краю устья корпуса сосуда. Ввиду их некоторого сходства со стоячими ушами животных они обычно обозначаются в научной литературе как «стоячие ушки». Ручки динов, как правило, имеют самостоятельное художественное оформление, вплоть до украшения их горельефными или скульптурными изображениями животных и фантастических существ.

Такое художественное решение динов неудивительно. Будучи самой массовой категорией иньской кухонной посуды, они представляли собой не только сосуды для приготовления пищи, но и возглавляли ранговую иерархию бронзовых изделий. Первые дины (три штуки) были выплавлены, по легенде, Желтым императором. Затем Сяским Юем, как гласит предание, было изготовлено 9 таких котлов, что отражало созданное им же административно-территориальное устройство страны (из 9 округов), которые должны были, по его замыслу, стать главным атрибутом верховной власти. По сообщениям чжоуских книг, которые частично подтвердились археологическими находками, царю полагалось иметь комплект из двенадцати (или девяти) динов, удельным князьям — из девяти (семи) и «владетельным особам» — из пяти.

Вопреки легендам, история реального бытия динов прослеживается только с раннеиньского периода: находка четырех ректагональных тетраподов, причем достаточно больших размеров (вес от 52 до 64,3 кг, высота — от 81 до 100 см) в Эрлигане. Два из них были обнаружены (1982 г.) в погребениях, а два (1979 г.) — около городской стены. В позднеиньский период изготавливались дины различных размеров. Самый маленький из них (высота 6,3 см) — игрушечный котел, подаренный одним из позднеиньских царей своей дочери (о чем сообщается в отлитой на нем надписи).

Самый большой — тетрапод с корпусом строго квадратной формы, найденный в одной из аньяновских гробниц. Его общая высота равняется 133 см, длина каждой стенки корпуса — 110 см, вес — 875 кг. Этот котел является самым крупногабаритным литым бронзовым изделием в истории мировой древней металлургии. А для его отливки был необходим хорошо скоординированный одновременный труд нескольких сотен мастеров и подмастерьев, что лишний раз свидетельствует о высокой степени профессионализма иньского ремесленного производства.

Самая богатая коллекция динов была найдена в погребении Фу-хао: два парных квадратных тетрапода (высота 80,5 и 80,1 см, длина стенок 47,6 и 48 см, вес по 117,5 кг каждый) и овальный трипод (высота 72,2 см, вес 50,5 кг, диаметр устья 54,5 см). В таких котлах вполне можно было сварить целую тушу быка или оленя.

Кроме котлов, в группу хозяйственной посуды входят две вспомогательные категории: ножи и ковши (шао), представляющие собой подобие ложки с длинной заостренной ручкой, которые применялись для вытаскивания из кипящей воды мяса. Изделия обеих этих категорий нередко встречаются в погребальном инвентаре в комплекте с дин и ли.

Хозяйственная посуда представлена только одной категорией (впоследствии эта группа значительно увеличится) — ларями-гуй. Это — сосуды с котловидным корпусом на цилиндрической подставке, снабженные, как правило, парой боковых ручек. Предназначенные для хранения зерна и других пищевых припасов, они с достаточной долей очевидности восходят к «кубковидным» формам неолитической керамики южного, юго-восточного и восточного регионов.

Столовая (точнее, столово-церемониальная или столово-пиршественная) посуда подразделяется на три подгруппы изделий: кубки, сосуды для вина и сосуды для воды, в каждой из которых есть несколько самостоятельных категорий. Кубки и сосуды для вина по своей многочисленности занимают первое место не только в этой группе, но и среди всех позднеиньских бронзовых сосудов. Так, они составляют около 30% бронзовых изделий, входящих в погребальный инвентарь Фу-хао. Их популярность подтверждает на первый взгляд правоту чжоуских авторов, постоянно говорящих о развращенности позднеиньской аристократии и ее пристрастии к роскоши и пирам. Однако надо помнить, что в Древнем Китае, как это следует из многих культурных реалий самой же чжоуской эпохи, пиршественная церемония приравнивалась к ритуальным акциям.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Искусство Древнего Китая Эпоха Шан-инь (XVII-XI вв arrow Иньская кухонная утварь   © ArtofEast.ru All rights reserved.