История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Иньское бронзолитейное производство: технология, отделы и категории изделий

26.12.2011 г.

На протяжении иньской эпохи бронзолитейное производство прошло через несколько эволюционных этапов, достигнув своего наивысшего расцвета во второй половине позднеиньского периода (XII-XI вв. до н. э.). Тогда же окончательно определились и все его технологические особенности и операции, которые, несмотря на очередные новации, остались в силе в последующей китайской цветной и черной металлургии.

Важнейшей особенностью китайского бронзолитейного производства является использование литья, тогда как два других возможных способа обработки металла — ковка и чеканка — если и были известны местным мастерам, то практически ими не использовались. Господство техники литья сказалось прежде всего на составе сплавов. Древнекитайский бронзовый сплав состоит из трех главных компонентов: меди (тун), олова (си) и свинца (цянъ), соотношение которых может существенно варьироваться в зависимости от времени и места выпуска изделия, что, кстати, нередко помогает их атрибуции. Содержание меди колеблется от 63,3 до 93,3%, олова — от 1,7 до 21,5% и свинца — от 0,007 до 26%. Самое высокое процентное содержание свинца отмечено в предметах, найденных в Эрлигане.

Олово и свинец влияют как на свойства сплава и ход технологического процесса, так и на характеристики готового изделия. Они снижают температуру плавления металла, повышают его мягкость и тягучесть, тем самым намного облегчая отливку и заключительную обработку сложнофигурных предметов. Если процентное содержание олова в бронзовом сплаве превышает 10%, то его обычный красновато-медный цвет меняется на латунно-желтый. При доведении же содержания олова до 30% и более изделие приобретает серебристо-белый цвет. Если содержание свинца не превышает 9%, то он сплавляется с другими компонентами в однородную массу. При большем же его процентном содержании свинец выделяется из сплава в процессе охлаждения металла и оседает на стенках плавильного тигля или формы.

Кроме меди, свинца и олова, в иньских бронзовых сплавах выявлено большое количество других минеральных и органических добавок: цинк (синь, 0,1-3,7%), железо (те, менее 1%, но даже и в малых дозах влияет на цвет изделия, придавая ему желтоватый оттенок), никель (не, около 0,04%), кобальт (гу, 0,013%), висмут (би, 0,04%), а также сурьма (ти), мышьяк (шэнъ), золото (цзинъ) и серебро (инь) (но совсем уже в микроскопических дозах). В качестве органических добавок использовалось фосфористое вещество — видимо, костный пепел, — которое играло роль раскислителя, делая сплав более ковким.

Процесс изготовления изделия состоял из трех основных технологических операций: плавки, изготовления модели и формы и отливки. Плавка осуществлялась в специальных тиглях, сделанных из огнеупорной глины. Модели и формы обычно тоже делались из глины, а в некоторых периферийных бронзопроизводящих центрах — из дерева или камня. Топливом служил древесный уголь, способный дать температуру плавления 1000°С. На ранней стадии развития китайского бронзолитейного производства и при исполнении простых изделий применялся способ сплошного литья по одинарным формам. Но уже в эрлитоуский период местные мастера перешли на «полую отливку», предполагавшую наличие сложной формы с константной моделью. Изготовление модели начиналось с ее формовки. Затем на ее внешнюю поверхность наносились (как правило, красной краской) контуры будущего орнамента. В ходе дальнейшей проработки орнамента его вогнутые элементы (будущие рельефные фигуры) вырезались в глине ножом, а выпуклые делались посредством прикрепления заранее приготовленных налепов. После осуществления перечисленных процедур модель обкладывалась слоем глины, когда она подсыхала, ее разрезали на секции.

Секции обжигались, вновь собирались и совместно со вспомогательными конструктивными деталями — фиксатором, крышкой, основанием — образовывали форму для литья. При исполнении изделий с дополнительными мелкими деталями — ножками, ручками — применялся способ раздельного литья, осуществляемый в двух технологических вариантах. В первом из них детали отливались предварительно и затем вставлялись в форму корпуса так, чтобы во время основного литья они «приварились» к нему. Во втором — вначале, наоборот, отливался корпус, к которому эти детали «приваривались» в процессе повторного литья. Этот технологический вариант чаще всего применялся при изготовлении биметаллических предметов — оружия и сосудов, которые могут иметь, например, бронзовый корпус и железные ножки. Но и в случае применения только бронзы в обоих вариантах основной корпус и детали делались из едва отличных по составу сплавов, чтобы избежать их деформации во время литья.

Изложенная технология бронзолитейного производства позволяла изготавливать максимально крупногабаритные (почти в тонну весом) и с практически любым художественным оформлением изделия.

Иньские бронзы охватывают 5 основных отделов: сосуды, оружие, пластику, украшения и детали колесниц и конской упряжи. Сейчас мы остановимся только на первых двух отделах.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Искусство Древнего Китая Эпоха Шан-инь (XVII-XI вв arrow Иньское бронзолитейное производство: технология, отделы и категории изделий   © ArtofEast.ru All rights reserved.