История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Искусство иньской скульптуры (пластика)       

26.12.2011 г.

Самая полная коллекция иньской скульптуры была обнаружена в погребении Фу-хао. Она состоит исключительно из миниатюрной пластики, выполненной из различных материалов: бронзы (4 фигурки тигра и тигриных голов), горного хрусталя (крохотная — высотой 4,6 см — фигурка обезьяны), нефрита и камня и включающей в себя как зооморфные, так и антропоморфные изображения. Нефритовая зооморфная пластика представлена статуэтками тигра (11,7 см в длину), слона (6 см) и птицы (6 см). Все они выполнены в реалистической манере, близкой к стилистике предшествующей (неолитической, эрли-тоуской и раннеиньской) пластики, но отличаются от нее значительно более тщательным исполнением и наличием дополнительной орнаментации. Поверхность статуэток сплошь покрыта низкорельефными узорами, которые в целом верно передают птичье оперенье и рисунок звериной шкуры. Одновременно эти узоры перекликаются и с фоновыми комбинациями на бронзовых сосудах. Антропоморфная пластика состоит из нефритовых и каменных статуэток коленопреклоненных людей (высота 8-12 см), стоящих  людей и изображений голов (более 10 образцов, высота около 3 см). Их репертуар заставляет нас вспомнить традиции неолитической пластики, имевшие место и в яншаоских (скульптуры голов и стоящих людей), и в хуншаньских (коленопреклоненная поза) культурах. Эти статуэтки тоже выполнены в реалистической манере и отличаются еще более детальной, чем зооморфная пластика, проработкой внешности натуры: показаны черты лица, прическа, костюм со всеми его деталями. Судя по их одеянию и позе, статуэтки изображали слуг.

Еще одна серия небольших по размеру каменных изваяний и их фрагментов была обнаружена на территории аньяновского комплекса и в погребениях. Почти все они выполнены из белого мрамора и воспроизводят образы животных и птиц: лягушку, буйвола, слона, сову. Несмотря на разницу в художественном материале, эти изваяния по манере исполнения и характеру орнаментации в равной степени примыкают и к миниатюрной пластике Фу-хао, и к бронзовым сосудам-скульптурам. На общем фоне разобранных артефактов резко выделяется самое крупное из найденных мраморное изваяние (высота 36,5 см), представляющее полузооморфно-полуантропоморфное существо: тигр с непропорционально большой головой и свирепо оскаленной мордой, но в человеческой — коленопреклоненной — позе. Морда тигра по ряду нюансов (выпученные, округлые глаза) перекликается с маской-таотэ, поза изображения — со статуэтками Фу-хао, а впервые с подобным художественным приемом — сочетанием черт внешнего облика зверя (медведя) и человека — мы встретились в хуншаньском творчестве.

Итак, в позднеиньский период традиция пластического искусства безусловно претерпела качественные изменения по сравнению с неолитической и раннеиньской скульптурой. Репертуар ее персонажей расширился, а художественный уровень намного возрос. Однако сферы ее применения оказываются ограниченными похоронной обрядностью и, возможно, предметами роскоши. Никаких признаков существования в то время храмовой и декоративной (дворцовой, городской), а также монументальной скульптуры пока не обнаружено. Не зная о неолитическом художественном творчестве, мы могли бы смело утверждать, что китайское изобразительное искусство еще просто не достигло ступени развития, необходимой для создания монументальной культовой скульптуры. Теперь же выяснилось, что эта пластическая традиция уже была известна в неолитическую эпоху (скульптуры из хуншаньского святилища, трехмерные композиции культуры Шицзяхэ). Так почему же именно она в отличие от всех остальных достижений неолитического искусства не была воспринята иньской творческой деятельностью? Главная причина этого кроется, на наш взгляд, в аморфности иньских религиозных представлений, которые еще не знали тенденции к персонификации божественных персонажей и не нуждались, естественно, в культовой скульптуре. А духовные и эстетические запросы правящей элиты полностью удовлетворялись бронзовыми изделиями. Тот же гигантский котел-дин с не меньшей степенью убедительности передавал торжество и незыблемость царствующего дома, чем, скажем, скульптурные портреты конкретных августейших особ.

Все предложенные характеристики иньского искусства опираются на артефакты, созданные в метрополии. А в каком состоянии пребывало и существовало ли вообще региональное художественное творчество? Актуальность этого вопроса обусловлена еще и тем, что в иньское государство вошли многие территории, где еще не так давно располагались неолитические общности и процветали местные самобытные художественные традиции.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Искусство Древнего Китая Эпоха Шан-инь (XVII-XI вв arrow Искусство иньской скульптуры (пластика)          © ArtofEast.ru All rights reserved.