История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Изделия Эрлитоуских погребений

24.12.2011 г.

Эрлитоуские погребения по размеру и характеру инвентаря распадаются на три группы: царская усыпальница, захоронения знати и могилы простолюдинов, в которых  присутствовали только останки людей, захороненные весьма небрежно.

За царскую усыпальницу принимается погребение на территории храмового ансамбля, которое выделяется и по своим размерам — 5,2 х 4,25 м и 6 м в глубину. Тело усопшего покоилось в деревянном гробу (1,85 х 1,3 м). Захоронения знати представляют собой небольшие (2 х 1 м) земляные ямы, но тоже с деревянными гробами, часть из которых имели лаковое покрытие. Уместно напомнить, что практика использования в похоронной обрядности специальных вместилищ — каменных саркофагов впервые отмечена для северо-восточного региона неолитического Китая, непосредственно деревянных гробов — для восточного региона (культура Давэнькоу). А лаковое покрытие раньше всего встретилось на изделиях юго-восточного региона (в культуре Хэмуду). Следовательно, уже на материале эрлитоуской погребальной обрядности хорошо видно, что этой общностью были восприняты культурно-художественные традиции нескольких регионов неолитического Китая.

Погребальный инвентарь царской усыпальницы и захоронений знати состоял главным образом из керамических, бронзовых и нефритовых изделий.

Эрлитоуские бронзовые изделия, как входящие в погребальный инвентарь, так и найденные на территории комплекса, включают в себя оружие, украшения и сосуды. Среди предметов вооружения присутствуют знакомые нам по лянчжуским нефритам секиры-юэ и так называемые клевцы-гэ — ножеподобные клинки. Такие клинки прикреплялись к деревянному древку, образуя специфический вид рубяще-колющего оружия (внешне напоминающего багор), который впоследствии прочно вошел в древнекитайский боевой арсенал. Сосуды (всего около 15 единиц) представлены двумя категориями изделий — винными кубками цзюэ (высота колеблется в пределах 12-25 см) и цзя (высотой до 30 см). Подробнее об этих категориях изделий мы поговорим при рассмотрении бронзолитейного производства Шан-Инь. Сейчас же лишь отметим, что они, с одной стороны, занимали существенное место в наборе иньской столовой утвари, а с другой — являют собой первый пример перевода в бронзу неолитической керамики. Их прототипами послужили одноименные глиняные кубки, которые, как это тоже выяснилось совсем недавно, имели широкое хождение в шаньдунском и хэнаньском вариантах Луншань. Кроме того, бронзовые цзюэ и цзя вобрали в себя и некоторые архитектонические черты таких специфических форм юго-восточной и восточной керамики, как чайники-хэ и кувшины-куай.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Искусство Древнего Китая Эпоха Шан-инь (XVII-XI вв arrow Изделия Эрлитоуских погребений   © ArtofEast.ru All rights reserved.