История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Китайская иероглифическая письменность

25.12.2011 г.

Тот факт, что китайская иероглифическая письменность восходит к пиктограммам, т. е. рисуночному письму, объясняет многие ее свойства. Именно изначальная природа иероглифа как художественного образа позволила ей не только обрести собственный эстетический потенциал (искусство каллиграфии), но и оказать морфологическое воздействие на другие виды национального творчества, прежде всего на живопись. Использование письменности в процедуре гадания означало наделение ее особым сакральным смыслом, в том числе способностью быть посредником между людьми и высшими силами.

Вера в магические качества иероглифики сохранялась в Китае на всем протяжении его истории, вызвав к жизни практику создания графических амулетов, заклинательных и охранительных надписей. Некоторые иероглифы превратились в самостоятельные благопожелательные образы, которые до сих пор активно вводятся в орнаментику самых разных изделий, включая предметы повседневного использования, придавая им функции оберегов.

Но вернемся к рассказу о генезисе китайской письменности. Традиция пиромантии — отнюдь не единственный ее видимый исток. На неолитической керамике исполнялось три разновидности графических комбинаций, которые считаются предшественниками пиктограмм. Это, во-первых, сочетания простейших геометрических фигур (например, две параллельные линии, перечеркнутые несколькими косыми штрихами), которые считаются личными клеймами мастеров или клановыми эмблемами. Внушительный набор таких клейм (27 комбинаций) красуется на 113 баньпоских сосудах. Наибольшую графическую близость к иньским пиктограммам обнаруживают клейма на керамике южного региона неолитического Китая, найденной в Аньхуэй и Хубэй и датируемой соответственно VI-V и V-IV тыс. до н. э.

Другие две разновидности неолитических графических комбинаций — пиктографы (абстрактно-стилизованные изображения живых существ, природных реалий и предметов) и графемы (знаки, воспроизводимые исключительно в групповых сочетаниях) — характерны для керамики юго-восточного и восточного регионов. В распоряжении ученых находятся уже 16 давэнькоуских сосудов, на поверхности которых выполнено по одному пиктографу; некоторые из них перекликаются по композиции как с простейшими, так и с его сложносоставными пиктограммами, в том числе со знаками «солнце», «луна», «гора». Графемы присутствуют также на керамике Сунцзэ, Лянчжу и шаньдунского варианта Луншань. Чаще всего на сосудах выполнено по две-три графемы. Но есть и образцы более сложных их сочетаний — лянчжуский и луншаньский (восходит к III тыс. до н. э.) сосуды, на первый из которых нанесено 9, а на второй — 11 графем, расположенных в пять вертикальных колонок.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Искусство Древнего Китая Эпоха Шан-инь (XVII-XI вв arrow Китайская иероглифическая письменность   © ArtofEast.ru All rights reserved.