История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Кубки

26.12.2011 г.

Кубки включают в себя 5 категорий: цзюэ, цзя, цзяо, гу и гун. Первые две из них являются, напомним, древнейшими категориями китайских бронзовых сосудов, образцы которых были найдены еще в эрлитоуском комплексе.

Кубки-цзюэ — весьма сложные по конструкции изделия, состоящие из округлого, вытянутого по вертикали корпуса с выпуклым или плоским дном, который покоится на трех длинных, плавно изгибающихся и расходящихся книзу ножках. Корпус завершается с одной стороны треугольным сливом, с другой — изогнутой широкой пластиной, под которой — к центральной его части — прикреплена дугообразная ручка. Слив и пластина по своей конфигурации очень похожи на профильное изображение птичьего клюва и хвостика, а сам кубок напоминает фигуру стоящей птицы, вроде воробья. Этим объясняется его оригинальное терминологическое название: иероглиф цзюэ — в другом его произнесении цюэ — как раз и означает «воробей», «птаха». Помимо указанной, основной их формы, «воробьиные кубки» исполнялись в других конструктивных и архитектонических вариантах — с ректагональным корпусом и на четырех ножках, с одной ножкой, без ножек, с парными ручками-выступами (наподобие рожек), торчащими по бокам от пластины.

Кубки-цзяо и цзя — очень близки по форме к «воробьиным кубкам». Отличительная особенность первых из них — наличие (вместо пластины) двух симметрично расположенных и одинаковых по конфигурации сливов. Кубки-цзя вообще не имеют ни пластины, ни сливов, а также обязательно снабжены плоским дном. Изредка встречаются их образцы с ректагональным корпусом и на четырех ножках.

Не исключено, что кубки-цзюэ и цзя полагалось иметь, подобно котлам-дгш, в определенных комплектах. Во всяком случае в погребальный инвентарь Фу-хао были включены 40 совершенно одинаковых «воробьиных кубков» и 12 цзя. Судя по их стандартным размерам (высота 20-40 см), кубки всех трех разобранных категорий действительно использовались в качестве пиршественной утвари. Однако есть и более крупногабаритные образцы, например цзя с ректагональным корпусом, найденный в погребении Фу-хао, высота которого превышает полметра (68,8 см). Подобные сосуды, копирующие пиршественную утварь, предназначались, скорее всего, для подношений храмам, где они использовались для украшения храмового интерьера.

Кубки-гу — сосуды, напоминающие современную вазу для цветов: с удлиненным, плавно расширяющимся кверху корпусом, который завершается круглым венчиком, а внизу переходит в трапециевидную и тоже плавно расширяющуюся (книзу) ножку. Для этой категории также насчитывается несколько конструктивно-художественных вариантов, различающихся по характеру общих силуэтных линий сосуда и конфигурации его отдельных частей, в том числе исполнялись и гу с ректагональным корпусом.

Кубки-гун (этот иероглиф впоследствии стал употребляться для обозначения особого типа застольных чар, сделанных из носорожьего рога) — сосуды, имеющие вытянутый по горизонтали корпус, опирающийся на квадратную подставку или четыре ножки и снабженный боковой ручкой и крышкой, частично повторяющей его форму. Даже в таком виде они напоминают абстрактно-стилизованные скульптурки животных. Очень часто гун исполнялись в виде полноценных статуэток или пластических композиций, оказываясь одновременно и произведениями изобразительного искусства.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Искусство Древнего Китая Эпоха Шан-инь (XVII-XI вв arrow Кубки   © ArtofEast.ru All rights reserved.