История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Кувшины

26.12.2011 г.

Сосуды для вина, которые нередко обозначаются как «кувшины», включают в себя 6 категорий: цзунъ, ю, фанъи, лэйу бу и ху, почти все тоже знакомы нам по неолитической керамике.

Кувшины-цзунь имеют две главные формы. В одной из них они опять представляют собой вазоподобные сосуды: округлый корпус с широкими плечиками, который внизу переходит в трапециевидное основание, а наверху — в резко суженную шейку, которая завершается широким раструбовидным устьем (его диаметр обычно больше, чем диаметр корпуса по линии плечиков). Данная форма тоже восходит к неолитической керамике — одноименной категории сосудов для вина, исполнявшейся в яншаоском гончарном деле, которая была переведена в бронзу приблизительно в середине раннеиньского периода. Сохранились сведения, что такие кувшины полагалось преподносить, наполнив их вином, хозяину дома либо любому вышестоящему или особо уважаемому человеку. Показательно, что впоследствии за иероглифом цзунъ закрепилось его основное словарное значение «достопочтенный». Вторая форма кувшинов-цзунь — сосуды в виде скульптурных изображений. Если учесть, что они нередко имеют очень крупные размеры (высота до 50 см, вес до 17 кг), то напрашивается предположение об их преимущественном использовании в качестве не пиршественной утвари, а церемониально-ритуальных предметов, в том числе тоже предназначенных для подношений храмам. В XI-X вв. до н. э. особое распространение получили цзунъ в виде фигур быка, барана, свиньи, которые в то время являлись жертвенными животными.

Кувшины-то — переносные сосуды для вина, обязательно снабженные петлеобразной ручкой, которая и является их специфической опознавательной принадлежностью. Вначале (в раннеиньский период) то имели округлый, приближающийся к шару, корпус, переходящий наверху в плоскую шейку с широким устьем. Постепенно корпус вытянулся по вертикали, приобретя плавно-изогнутый профиль, что и стало стандартной формой этой категории.

Кувшины-фанъи (дословный перевод этого терминологического сочетания — «квадратная амфора») — сосуды, напоминающие строение, увенчанное крышей. Они имеют ректагональный корпус со скругленными углами, покоящийся на высокой фигурной подставке, и трапециевидную крышку. Данная категория вошла в употребление  уже в позднеиньский период, а ее эталонными образцами признаются кувшины из погребального инвентаря Фу-хао.

Кувшины-лэй — сосуды, близкие по форме к неолитическим торшкам-гуань. Для них характерен массивный корпус (с плоским основанием), верхняя часть которого сжата и оформлена косой шейкой, переходящей в расширенное устье с изогнутым венчиком. К плечевой части корпуса обычно прикреплены две боковые дугообразные ручки, дополненные продетыми в них кольцами.

Кувшины-бу — сосуды, внешне очень похожие на лэй. Они отличаются от них только более приплюснутым корпусом и отсутствием боковых ручек. Но есть образцы, практически идентичные лэй.

Кувшины-од — категория, однозначно восходящая к керамическим хуу которые, как мы помним, были одной из популярнейших и универсальных категорий неолитической керамики. Тем не менее ее перевод в бронзу осуществился, видимо, относительно поздно, и бронзовые кувшины вошли в постоянное употребление только во времена Поздней Инь. Одновременно утвердилась и их стандартная форма, в которой они представляют собой сосуды с высоким цилиндрическим основанием, округлым корпусом и вытянутой шейкой изогнутого профиля, переходящей в широкое устье и дополненной фигурными боковыми ручками.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Искусство Древнего Китая Эпоха Шан-инь (XVII-XI вв arrow Кувшины   © ArtofEast.ru All rights reserved.