История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Маски-таотэ

26.12.2011 г.

Позднеиньское орнаментальное искусство располагало множеством стилистических и морфологических вариантов масок-таотэ. В наиболее проработанном и детализованном — «классическом» — варианте таотэ показывается голова хищного зверя, увенчанная бараноподобными рогами и идущим от переносицы роговидным выступом. Морду дополняют уши еще какого-то животного и в ряде случаев лапы хищного зверя, как бы сведенные под нижней челюстью.

В других вариантах таотэ может приближаться к образам реальных животных: тигра, козла, барана, буйвола, либо, напротив, исполняться в предельно стилизованном виде. Есть также варианты таотэ, составленные из парных зооморфных или зооморфно-фантазийных фигур или элементов геометрического орнамента.

Местоположение таотэ на поверхности сосуда и ее роль в орнаментальном контексте тоже широко варьируются. Она оказывается то основной орнаментальной фигурой, размещенной прямо по центру тулова сосуда, то частью сегмента фризовой композиции, идущей по его верхней или нижней части, то элементом художественного оформления вспомогательных деталей. Нередко встречаются изделия, в орнаментике которых таотэ повторяется в различных вариациях и сочетается с зооморфными высокорельефными, или горельефными, изображениями, выполненными в реалистическом или абстрактно-эстетическом стиле. Однако в любых вариантах и вариациях таотэ неизменной остается ее главная опознавательная иконографическая деталь — гипертрофированные миндалевидные глаза с круглыми глазными яблоками (зрачками), которые обычно даются в более высоком рельефе, чем остальные элементы маски. В стиле «Б» таотэ вообще может сводиться к одним кругам (глазам), замкнут в геометрическом орнаменте.

Маска-таотэ оказывается излюбленным мотивом и для орнаментики других изделий иньского декоративно-прикладного искусства — украшений (например, нефритовое кольцо Фу-хао), лаковой посуды, деталей колесниц, оружия и предметов вооружения. Она отчетливо просматривается, в том числе, в художественном оформлении аньяновского бронзового шлема. На всех этих изделиях тоже даются ее различные варианты. Вот, скажем, еще один нефритовый амулет (яйцевидной формы, ок. 42 х 17 см), украшенный рельефной маской, повторяющей морду тигра. Другое примечательное изделие — нефритовая пластина в виде силуэтно-рельефного изображения головы человека в профиль. Но ее венчают оленьи рога, хорошо видны странной формы для человеческого существа уши, а черты лица явно стилизованы под таотэ.

Столь исключительная популярность маски-таотэ в иньском орнаментальном искусстве отнюдь не облегчает разгадки ее смысла, над чем ломает головы уже не одно поколение ученых. В чжоуских книгах рассказывается о чудовище-людоеде по имени Таотэ («Обжора»), который был повержен и обезглавлен Желтым императором. В знак своей победы и в назидание потомкам он повелел отныне и впредь до скончания веков помещать изображение отрубленной головы людоеда на бронзовых сосудах. По понятным причинам изложенная версия происхождения маски-таотэ не снискала себе поклонников в научных кругах. Находки неолитических нефритов и раннеиньских бронзовых изделий позволили восстановить более вероятную картину ее происхождения — от лянчжуских «чудовищ» и луншаньских «демонов». Развернуто аргументировать наличие между ними определенного морфологического сходства, думается, излишне. Оговорим лишь, что среди эрлигановских бронзовых изделий присутствуют сосуды, на которых красуются, занимая почти всю их поверхность, орнаментальные фигуры, точь-в-точь повторяющие нефритовых «демонов».

Разработка маски-таотэ как таковой тоже началась в раннеиньском орнаментальном искусстве. Некоторые эрлигановские сосуды украшены орнаментальными композициями, предвосхищающими таотэ, причем уже тогда в них использовались элементы внешнего облика различных существ: птиц, хищников, рогатых животных.

Но коль скоро иньское орнаментальное искусство всего лишь восприняло уже известный в предшествующем художественном творчестве мотив, то чем объясняется всплеск его популярности именно в позднеиньский период? В ходе поисков ответа на этот вопрос было высказано предположение о семантической связи таотэ со специфическим поздне-иньским обрядом поклонения предкам (о нем упоминается только в надписях на гадательных костях), во время которого души усопших якобы пребывали в мире людей, но в образе животных или фантастических существ. Вот они-то как раз и показаны в масках-таотэ. Однако если такой обряд был настолько авторитетным и общеизвестным, что оказал определяющее влияние на всю современную ему художественную образную систему, то почему его обходят молчанием чжоуские тексты, в которых, как мы уже могли не раз убедиться, содержатся достаточно полные и точные сведения об иньской эпохе? Если же он, напротив, имел эзотерический характер и был ведом лишь посвященным, то как же порожденная им образность смогла столь открыто и властно утвердиться в национальном искусстве?

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Искусство Древнего Китая Эпоха Шан-инь (XVII-XI вв arrow Маски-таотэ   © ArtofEast.ru All rights reserved.