История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Надписи на гадательных костях

25.12.2011 г.

Самыми уникальными и ценными со всех точек зрения аньяновскими артефактами признаются «надписи на гадательных костях» (от кит. сочетания цзягувэнь, «письмена на черепашьих панцирях и костях животных»). Это — тексты, нанесенные на кости (чаще всего лопаточные) домашних (буйвола, свиньи) и диких (оленя) животных или (но крайне редко) человека, а также на черепашьи панцири. Они исполнялись в ходе специальной процедуры гадания, которая осуществлялась так: внешняя поверхность кости или панциря тщательно очищалась и, возможно, искусственно размягчалась. В нижней поверхности проделывалось крохотное отверстие, в которое вставлялась горящая палочка или заливалась расплавленная бронза. Под воздействием тепла внешняя поверхность растрескивалась, и по конфигурации образовавшихся трещин судили о результатах гадания, а именно — расшифровывали ответ высших сил на заданный вопрос. Процедура гадания проводилась специальными людьми — гадателями сиибу — и под наблюдением августейших особ, начиная с самого царя и высших придворных чинов. После завершения гадания все его процедурные этапы фиксировались в письменном виде. Вначале сообщались точные сведения о времени его проведения, его исполнителях и участниках. Далее следовала «вопросная формула» — запись вопроса, адресованного высшим силам, который мог касаться любых насущных для страны дел и проблем (например, богатый ли будет урожай в новом году? Следует ли выступать в военный поход? Удачной ли будет охота? Пора ли начинать такие-то сельскохозяйственные работы? Достаточно ли богаты принесенные высшим силам жертвы? и т. д.). После «вопросной формулы» записывался расшифрованный ответ, а еще через некоторое время (но не всегда) — сведения о событиях, случившихся после проведения данного гадания. Понятно, что по своей информативности надписи на гадательных костях сопоставимы с настоящими историческими документами или с анналистической литературой.

Тексты состоят из особых письменных знаков — пиктограмм, являющихся древнейшими формами китайских  иероглифов. Установлено, что вначале они прорисовывались тушью с помощью кисти, а затем процарапывались бронзовым резцом (стилем).

Хотя надписи на гадательных костях начали создаваться только при царе У-дине (т. е. строго с середины XIII в. до н. э.), традиция такого типа гадания (пиромантия) в обоих оговоренных вариантах — по трещинам на костной поверхности (скапуломантия) и на черепашьем панцире (пластромантия) — зародилась еще в неолитическую эпоху.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Искусство Древнего Китая Эпоха Шан-инь (XVII-XI вв arrow Надписи на гадательных костях   © ArtofEast.ru All rights reserved.