История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт
Афиша московского детского сказочного театра.

Периферийные художественные традиции и характер их соотношения с искусством метрополии

26.12.2011 г.

Для раннеиньского и позднеиньского периодов к настоящему времени уже открыто достаточное число региональных памятников, чтобы по ним можно было воссоздать границы иньского государства и состояние всей хозяйственно-культурной деятельности входящих в него местностей, вплоть до крайних периферийных районов. Первое, что отмечается при изучении этих памятников, — это стремительное расширение географии бронзолитейного производства, начавшееся уже с момента утверждения Шан-Инь. За три последующих столетия оно распространилось по всей территории Хэнани и намного вышло за ее пределы. Бронзопроизводящие центры выявлены на территориях Шэньси, Шаньси, Хубэй и Шаньдуна, т. е. в местностях, находящихся на значительном удалении от метрополии. И хотя нельзя исключать возможности происхождения некоторых из этих центров от местных очагов раннего металла, указанный процесс свидетельствует о том, что возникновение централизованного государства сблизило темпы хозяйственно-культурного развития метрополии и периферии.

Об этом же говорят и конкретные артефакты. Так, почти точные художественно-конструктивные аналоги эрлигановских винных кубков были обнаружены в городище (комплекс Юаньцюй), находившемся в южной части Шаньси и на расстоянии 200 км с лишним от раннеиньской столицы. Самыми же показательными в данном случае памятниками выступают комплексы Паньлунчэн и Тайсицунъ. Оба они располагались соответственно в 400 км к югу и северо-востоку от эрлигановского комплекса и представляют собой крайние южный и северо-восточный периферийные районы раннеиньского государства.

Комплекс Паньлунчэн (1958 г., восточная часть Хубэй, в 5 км к северу от города Ухань) — современник Эрлигана — включает в себя остатки городища (прямоугольное в плане, с глинобитной стеной), архитектурного ансамбля, жилых построек, мастерских и погребения. Архитектурный ансамбль фактически повторяет собой по планировке и конструктивным особенностям эрлитоуский дворец и храм. Он был воздвигнут на общей глинобитной платформе (высота около 1 м) и состоял из нескольких строений. Главное здание (38,2 х 11 м) возвышалось на отдельной платформе (39,8 х 12,3 м) и было образовано двумя центральными (ширина по 9,5 м) и двумя боковыми (по 7,5 х 7,9 м) помещениями. Стены состояли из деревянного каркаса, обложенного камышом, и были обмазаны глиной с доведением их толщины до 0,7-0,8 м. Здание покрывала двухъярусная четырехскатная крыша, опиравшаяся на ряды деревянных колонн на каменных основаниях. Присутствие такого архитектурного ансамбля указывает на то, что это городище являлось резиденцией местного правителя.

Высказанное предположение подтверждается находкой в одном из захоронений двойного деревянного гроба, верхняя поверхность которого была украшена резьбой и полихромной росписью, от которой, к сожалению, сохранились только остатки красочного слоя. В этом же захоронении находилась самая полная для раннеиньского периода коллекция бронзовых изделий: 159 предметов, включая 51 единицу оружия и 68 сосудов. Подобного погребального инвентаря, кстати, не имело ни одно из столичных захоронений. По категориям, формам и художественному оформлению паньлунчэновские сосуды почти полностью совпадают со столичными изделиями «среднеэрлигановского» этапа.

Не менее примечательным оказывается местоположение Паньлунчэна по отношению к Эрлигану и позднеиньской столице. Выясняется, что все они находились как бы на одной линии длиной 600 км, которая тянется строго с юга на север. Вдоль этой линии как раз и было сосредоточено большинство раннеиньских населенных пунктов. Следовательно, раннеиньское государство обладало не просто целостной территорией, но и искусственно организованным культурным пространством, сфокусированным на столичном центре.

Комплекс Тайсицунь (1965 г., основные работы — 19721973 гг., юго-западная часть Хэбэй, уезд Гаочэн) — масштабный памятник, занимающий площадь в 100 000 м2. Там тоже были найдены остатки крупного населенного пункта с архитектурными ансамблями (три глинобитных платформы до 1 м в высоту) и многочисленными жилыми постройками (но без городской стены), а также свыше 60 захоронений. Их погребальный инвентарь — керамика, нефритовые, костяные и бронзовые изделия — в целом не имеет принципиальных отличий от состава погребального инвентаря столичных захоронений. Непосредственно бронзовые изделия представлены оружием и сосудами, тоже выполненными в типично «среднеэрлигановском» стиле.

Итак, приведенные примеры дают основание утверждать, что в раннеиньский период вступил в силу процесс  формирования единого общегосударственного художественного субстрата, который сопровождался унификацией региональных художественных традиций и их стандартизацией.

В еще более отчетливом виде данный процесс проявляется в позднеиньский период. Однотипные по формам и художественному решению сосуды (правда, только нескольких определенных категорий) присутствуют в ряде местностей, удаленных как от аньяновской столицы, так и друг от друга: в северо-западной окраине провинции Аньхуэй (уезд Фунанъ), на юге провинции Хубэй (район Цзянлин-Шаши), в северной оконечности провинции Хунань (район Юэян-Хуажун), на юго-западе Шэньси (города Гучэн) и в центре провинции Сычуань (вблизи от города Чэнду).

Из других находок назовем коллекцию бронзовых изделий, обнаруженную (1996 г.) в схроне на юге Хубэй (город Цичунъ). В нее входили 6 котлов-дин, (5 ректагональных тетраподов и 1 трипод), которые были изготовлены в самом конце иньской эпохи или в начале Чжоу и, несомненно, в местных мастерских. Несмотря на небольшие размеры (высота 22-24,2 см, вес 2,5-3,5 кг), они точно копируют аньяновские котлы и украшены орнаментом с типичными (хотя и в несколько необычной трактовке) для аньяновских бронз мотивами — таотэ, изображениями змей и птиц.

Разобранные и аналогичные им памятники и артефакты позволили также уточнить границы позднеиньского государства. Оно простиралось на севере до северной половины Шаньси (до предгорья массива Хэншань), на востоке — почти до восточной окраины Шаньдунского полуострова, заходя за горный массив Тайшань, на юге — приблизительно до середины Хунани (до района города Чанша, а возможно, и еще дальше — до города Хэнъян). Его западная граница проходила по линии современной границы между Шэньси и Хэнанью. Юго-западная периферия позднеиньского государства либо тоже упиралась в Шэньси, либо охватывала не только южную часть этой провинции, но и северо-восток Сычуани. Даже если в указанных районах обитали относительно самостоятельные общности, формально не входившие в состав иньского государства, они явно находились под его политическим и культурно-художественным влиянием и, следовательно, относились к иньскому культурному кругу.

Итак, анализ художественного наследия Шан-Инь, во-первых, убеждает в том, что иньское искусство аккумулировало в себе весь творческий опыт неолитической эпохи, а значит, неолитические региональные художественные традиции на самом деле не были утрачены. Прекратив свое бытие в родных местах, они в том или ином виде влились в начинавший складываться собственно китайский художественный субстрат.

Во-вторых, очевидно, что возникновение централизованного государства привело в действие и механизм централизации всей творческой активности страны: доминирование официального искусства и стандартизация видов регионального творчества. Помимо главенствующего положения в национальной, художественной культуре, официальному искусству свойствен еще ряд отличительных качеств: использование труда профессионально подготовленных и состоящих на государственной службе лиц, установление контроля над их работой со стороны властных структур, полное подчинение официально принятым духовным ценностям и эстетическим установкам и разработка такой системы изобразительных средств, которая была бы способна отражать и упрочивать величие правящего режима.

Однако художественное наследие иньской эпохи, как выясняется, не ограничено результатами предметно-творческой деятельности только Шан-Инь.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Искусство Древнего Китая Эпоха Шан-инь (XVII-XI вв arrow Периферийные художественные традиции и характер их соотношения с искусством метрополии   © ArtofEast.ru All rights reserved.